Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Почему в России плохо спится?

Это не только ситуация, когда ухудшается качество жизни человека. Это большая опасность возникновения у него патологических явлений.

Из досье "МГ". Александр Моисеевич Вейн родился в 1928 г. в семье медиков. Отец, профессор-дерматовенеролог, после окончания Юрьевского (Тартусского) университета прошел всю Первую мировую. Работала врачом и мать. Первая жена Александра Моисеевича тоже была врачом (она умерла после тяжелой болезни 10 лет назад). Стала неврологом их дочь Алла.

А.Вейн окончил 2-й Московский медицинский институт, работал в Вологде, затем весь его практический и научный рост связан с 1-м Московским. Он автор 30 монографий, подготовил более 100 кандидатов наук и 50 докторов наук. Своим непосредственным учителем считает академика Николая Ивановича Гращенко.

На 11-й сессии Общего собрания РАМН (3-6 апреля 2002 г.) Александр Вейн избран действительным членом (академиком) по специальности неврология.

* * *

Рабочий кабинет Александра Вейна в Московской клинике нервных болезней ММА им. И.М.Сеченова весьма необычен: некоторые репродукции (скажем, Гойи, Сальвадора Дали) и фотографии как бы иллюстрируют работу глубинных и таинственных процессов человеческого мозга. Есть даже снимок кушетки, на которой великий Фрейд исследовал своих пациентов, закладывая основы психоанализа. С него и началась беседа...

- Александр Моисеевич, об учении Фрейда мы знаем сейчас практически все. Его книги широко издавались у нас в 20-е годы. Они пользовались большой популярностью, даже мой отец-бухгалтер в далекой провинциальной Сибири зачитывался ими. Но потом вдруг Фрейда наглухо "закрыли". Мотивы ясны, но все-таки интересно услышать и ваше суждение.

- Государство может быть или демократичным, или тоталитарным. Для последнего свободная личность неприемлема, потому что ее не так просто оболванить. Провозглашая тост за победу над Германией, Сталин не случайно (хотя и опрометчиво) назвал советских людей "винтиками". Такова была государственная идеология, которая была несовместима с независимой личностью. Зигмунд Фрейд, исследуя сферы сознательной и подсознательной деятельности человеческого мозга, открывал механизмы этой деятельности, сущность личности.

- Образно говоря, Фрейд скальпелем психоанализа вскрыл сосуд подсознания, изрядно наполненный тем, что мы сейчас называем сексом?

- И это тоже стало причиной запрета Фрейда в Советском Союзе. Безусловно, Фрейд придавал половому инстинкту огромное значение. Это одна из важнейших потребностей человека. Первоначально заложенный механизм продолжения рода постепенно обогатился другими свойствами - так возникла любовь. У Андре Моруа в "Письмах к Незнакомке" есть замечательная глава - "Золотой ключик". Можно очень сильно любить, но именно интимная близость является тем золотым ключиком, который закрепляет любовь. Это чувство великое, оно служит мощной психологической защитой человека.

- Давайте вернемся к состоянию человеческой личности наших дней, которые многие называют по-бунински "окаянными"

- При всех трудностях и издержках перестройки время сейчас замечательное. Тем, что те же ученые наконец-то могут работать в тех направлениях, которые они считают для себя интересными и важными даже при реально существующих финансовых проблемах. Это сладкое слово "свобода" - свобода выбора! Но одно из главных достижений демократии - свободу слова - мы умудрились превратить в большое зло для здоровья целого общества. Я говорю не как потребитель этого "свободного слова", а как врач! К сожалению, речь идет о СМИ, о чем мне нередко приходится высказывать "держателям" этих СМИ. Скажем, единичный пример: есть телепередача "Катастрофы недели", но почему для психологического равновесия не предусмотрена передача "Радости недели"? Мне отвечают: ее никто не будет смотреть, а потому никто не разместит там рекламу. Неправда. Почему народ любит "мыльные" сериалы, хотя они и ничтожны в художественном отношении? Потому что от них исходит добрый заряд, теплота обыденной жизни.

- На это "мыло" обрушиваются многие газеты. Когда я показал близкому мне человеку серию публикаций в одной газете о необходимости оградить простых россиян от этой пошлости, получил отпор: никто не имеет право вторгаться в мой внутренний мир, тем более что-то навязывать, на этих сериалах люди отдыхают душой...

- Десять лет назад для моей жены в период ее тяжелой болезни эти сериалы были тоже некоей отрадой, помогали переносить боль. И могу сказать, как врач, что это также психологическая защита от повального газетно-книжно-телевизионного негатива. Очень люблю канал "Культура", будто окунаешься в иной мир. Но, думаю, не так много людей ее смотрят. Важно рассказать о ней, а "Медицинской газете" особенно: коли есть этот "телеящик", надо учиться им пользоваться. Там много интересного, хотя подчас замечательные передачи идут в позднее время, когда человек должен спать. Иные могут подумать, что мы с вами по-стариковски разворчались, но я подхожу к проблеме, почему в России люди стали плохо спать, а это и способствует увеличению числа болезней.

- Нет-нет, это не ворчанье, советы врача-невролога и ученого-академика как нельзя кстати. Вы говорите об истоках, это очень важно. Я разделяю вашу тревогу по поводу свободы слова, хотя работаю в профессиональной журналистике почти 45 лет...

- Мы одного с вами поколения, я работаю врачом 51 год. Мы друг друга поймем, но этого мало. Надо, чтобы нас поняли молодые. У них другие потребности и другой образ жизни. Трудно нас с вами представить на ночных дискотеках.

- Профессор Литературного института имени Горького поэт Лев Ошанин нам говорил о подмене мелодии ритмом и о том, что из этого выйдет. Я знаю, Александр Моисеевич, что музыка в вашей жизни занимает большое место. Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями.

- С музыкой все гораздо сложнее. Развитие ее подчинено какой-то своей внутренней закономерности, связанной с развитием цивилизации, изменением ритма жизни. Это улавливается от чарующей мелодичности произведений Чайковского к постепенному напряжению у Римского-Корсакова, а уж Скрябин совершенно другой. Так и близкие нам классики - Шостакович, Прокофьев, Свиридов, Шнитке... Совсем другая музыка, хотя настоящая классика. Я пристрастен к классической музыке, хотя разбираюсь в ней не очень хорошо. Но на концертах в консерватории, поверьте, словно бы воспаряю в себе, сколько мыслей добрых рождено, и даже научных идей! Я заговорил о движении музыки... Хотели мы этого или нет, но попсовый и прочий рок сегодня - абсолютная реальность, и он приглушил защитительную с медицинской точки зрения мелодию. Согласитесь, под оглушающие "там-там" личность не способна обогатиться прекрасным. Эта музыка рассчитана на толпу, музыка совершенно не демократична, она тоталитарна - то, от чего мы стремились уйти. Молодежная толпа, оболваненная ритмом, нередко готова на все - только помани.

- Александр Моисеевич, есть еще один момент, всегда служивший в нашем обществе психологической защитой личности, - литература. Я не читаю "глянцевых" одноразовых книжек, хотя и там, наверное, не все так плохо, многие из них сродни "мыльным" сериалам. Но я знаю целый ряд фамилий современных писателей, чьи книги благотворно легли на душу. У вас этот ряд другой, что очень интересно. Ведь сейчас далеко не каждый ученый вашего масштаба выбирает время на книги. Расскажите о "своих" писателях.

- С удовольствием. Знаменитый профессор-литературовед, исследователь Чехова Александр Чугунов в свои 60 лет написал роман, который был многими с восторгом принят. Советую почитать. Запомните имя другого писателя - Андрея Дмитриева, лауреата премии имени Аполлона Григорьева. У него есть превосходная повесть "Обратная дорога", а до этого была "Закрытая книга". А ныне покойный Юрий Давыдов создал роман "Бестселлер" - на мой взгляд, один из лучших за последние литературные десятилетия.

- Мы не касались социальных проблем российского общества, которые мощно генерируют нервные болезни. Это и не надо, они очевидны. От негатива много вариантов защиты. Можно "оглохнуть", закрыть глаза и отгородиться своим мирком. Можно знать все, смотреть на мир распахнутыми глазами, но при этом по силе своих возможностей как-то противостоять несчастьям. Но можно впасть и в другую крайность - пытаться переделать мир и в конце концов отчаяться, что и приводит к депрессиям, потере сна и так далее. В человеке, наверное, всего поровну - столько-то сил, чтобы противостоять негативу, и столько же слабости, чтобы поддаться ему. Вы "изобрели" медицину сна, но она предполагает уже свершившиеся жертвы негатива, которые надо просто лечить. Так?

- Мы не изобрели термин "медицина сна", он существовал, но ограничивался рамками патологий сна как такового. Мы наполнили "медицину сна", если так можно выразиться, болезнями. До нас практически никто не задумывался, а почему гигантское число инсультов и инфарктов случается именно в состоянии сна, и можно ли это предотвратить? Как бы мы с вами не ворчали, но темп жизни будет нарастать, будет меняться образ бытия, а следовательно, будут множиться психосоматические заболевания. Все происходит на наших глазах. Я совсем не в восторге от советского строя, "похлебка" его была жиденькой, но ею обеспечивался каждый - это рождало в душах людей некую стабильность и... иждивенческую пассивность. Сейчас, чтобы выстроить свою жизнь, нужны немалые усилия. Попытаюсь расшифровать довольно обыденную фразу - "плохой сон". Это не только ситуация, когда ухудшается качество жизни человека в целом, это и большая опасность возникновения каких-то патологических явлений в организме человека в период нарушенного сна. Сейчас мы пытаемся связать их с определенными стадиями сна и другими проявлениями (феноменами) во время сна, ну скажем, с тем же храпом.

- О, как любопытно, Александр Моисеевич! Порою мне кажется, что храпит ночами вся Россия - от пьянки и наркоты, насилия и отчаяния, обжорства и голода, зависти и ненависти. Я это ощущаю и как журналист, и как телезритель. Ладно, сузим вопрос: храп - это опасно?

- Очень важная проблема. В какой-то степени медицина сна началась с храпа. Он связан с синдромом апноэ - остановкой дыхания, а это, в свою очередь, фактор риска инсультов и инфарктов. Да и вообще сбои дыхания во сне проявляются многими болезнями. Я уже не говорю о том, что во время остановки дыхания здоровый человек просыпается, сбивая ритм сна. Зарубежными коллегами придуман аппарат-маска, который в режиме насоса от электроэнергии подает воздух спящему. Это решило многие и многие проблемы со здоровьем людей. К сожалению, в России такие аппараты не делаются. Вообще причин нарушения сна много. Есть "синдром беспокойных ног", когда человек снимает неприятные ощущения в ногах движением. Но он этим и подбуживает себя. Одна из причин - нехватка определенных химических веществ в мозгу. А синдром Ундины... По преданию, эта скандинавская принцесса наказала своего неверного возлюбленного невозможностью дышать при засыпании и таким образом лишила его сна. Перед учеными-сомнологами стоит важная задача научиться целенаправленно влиять на разные стадии сна, конкретно связанные с тем или иным заболеванием. Здесь два основных пути - психофармакология и психотерапия. Необходимо создавать сеть центров сна. В США их больше тысячи, в Германии - 500. Это крайне важное дело в плане изучения и лечения нервных болезней! В России такие центры можно пересчитать по пальцам.

- Совсем недавно радиостанция "Свобода" провела дискуссию на тему: "Нужен ли русским психоанализ?" Странная постановка вопроса, не так ли?

- Более чем. Один из указов Ельцина был посвящен развитию психоанализа в России. Психоанализ - это часть психотерапии. Нужна ли она русским, несмотря на известную индивидуальность и непредсказуемость русской души? Безусловно! Душа у всех людей соткана из одних и тех же кружев - страх, радость, тоска, желание... В России очень мало таких специалистов, и люди предпочитают обращаться к шарлатанам. Зигмунд Фрейд заложил основы психоанализа. Действовал он осторожно, проводил многолетние исследования пациентов и только тогда давал какие-то рекомендации. Сохранилась фрейдовская история болезни "Волка". Под этим псевдонимом проходил один известный русский состоятельный человек, который начинал лечение у любимого мною Владимира Михайловича Бехтерева. Затем Фрейд вел за ним многолетние наблюдения, и после его смерти эту работу продолжили ученики. Совершенно недостаточно побывать пару-тройку раз у психотерапевта, в идеале он должен стать как бы членом семьи. Так и происходит в обеспеченной среде. Россия до этого еще не дожила, потому так модны всякие предсказатели, ясновидцы...

- Что можно сказать с научной точки зрения о сновидениях, о разгадывателях, многочисленных книгах-сонниках?

- Одна газета с моими комментариями проанализировала содержание пяти разных "сонников" - схожие сны в них трактовались совершенно по-разному. Это творчество, которое отрицает статистику.

- Александр Моисеевич, как вы ощущаете свои годы, что для вас служит психологической защитой, о которой мы так подробно говорили?

- Старость начинается с 80 лет, с 60-ти мы еще пожилые люди. Во все годы моей защитой служил интерес к своей работе. Душе нельзя позволять расслабляться. Книги, театр, музыка - это тоже мощная защита от всяких стрессов, от плохого сна. Моя семья - это тоже моя защита. Я по-настоящему счастлив, потому что сумел в известной мере реализовать свои научные и интеллектуальные возможности. Дело совсем не в том, что меня избрали академиком - можно быть глубоко несчастным человеком, имея звание академика в квадрате. Что касается моего образа жизни, то не стоит опускаться до санпросвета, все очень индивидуально. Спокойной всем ночи, приятного сна!

Беседу вел Владимир ХРИСТОФОРОВ, спец. корр. "МГ".