Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Икона не может быть источником заразы

Так случилось, что в России есть только один церковный храм, носящий имя Иоакова Заведеева, одного из самых ближайших сподвижников Христа. Хотя, например, в одном из городов Испании существует национальный праздник, посвященный этому святому.

Настоятелем московского храма Апостола Иоакова Заведеева в Казенной слободе является протоиерей Алексей Бахтин, который поднял из руин некогда любимую москвичами (район Курского вокзала) церковь. Это, как говорится, по служебному чину. А по причине души он еще и окормляет раненых в соседнем военно-клиническом госпитале № 574, детей-инвалидов интерната № 7 Комитета социальной защиты населения Москвы. Здесь, на улице Профсоюзной, в праздничные рождественские дни, состоялась встреча с протоиереем. К нему, громадному, доброму, бородатому и в рясе, буквально липли ребятишки, невозможно было понять, кто из них воспитанники детского дома, а кто питомцы созданной им воскресной православной школы, - они приехали сюда в этот день.

Протоиерей Алексей Бахтин:
ИНВАЛИДЫ-СИРОТЫ - ПОД ПОКРОВОМ ЦЕРКВИ


Нашу беседу предварила директор детского дома-интерната № 7 Светлана Андреева, энергичная улыбчивая женщина в строгом черном костюме. Удивило то, что она рассказала, показав чудную яркую открытку:

- Два года назад наш 11-летний воспитанник Сережа Абдрахимов был в Америке на международной выставке рисунков детей - питомцев подобных домов-интернатов. Его многоцветная композиция настолько очаровала гостей и устроителей вернисажа, что в США была выпущена большим тиражом эта открытка. А знаете, с чего началось? С шефства над нашим домом музыкантов оркестра "Виртуозы Москвы" знаменитого маэстро Спивакова. Мы часто бываем на его концертах, тогда и родилась идея проводить занятия по теме "Слушая музыку, рисуем".

- У вас привилегированный детский дом? - невольно вырвалось у меня.

- Что вы! Обычный. А в программе "Волшебство музыки" участвуют кроме нас еще три столичных дома-интерната. Сегодня к нам пришли благотворители - известный адвокат Александр Ильин, генеральный директор кондитерско-булочного комбината "Звездный" Андрей Дмитрюк, представитель Московской патриархии Галина Большакова. Мы здесь с 1970 года. Интернат большой, на 150 детей в возрасте от 4 до 18 лет, все имеют врожденные психоневрологические заболевания. Мы делаем все, чтобы подготовить их к жизни, среди них есть очень талантливые дети...

И тут вспомнились слова митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, сказанные весной 2001 года, когда с ним беседовали журналисты "Медицинской газеты": "Еще неизвестно, кто кому больше дает - общество инвалидам или инвалиды обществу. Мы нуждаемся в них. Страдания очищают душу". Протоиерей Алексей задумался над этими словами и неожиданно сказал:

- Спасибо за эти золотые слова, услышанные от вас. Как глубоко и емко выразил мысль митрополит Кирилл! Действительно, Православная церковь сейчас обязана работать в данном направлении, чтобы общество стало более чувствительным к инвалидам, особенно к детям-сиротам. Я привез группу наших деток из воскресной школы с небольшим рождественским спектаклем. Вглядитесь в их ангельские лица и глаза тех, кто сидит в качестве зрителей. В них отражен свет любви, он не может не проникать в саму душу.

- Ваше высокопреподобие, расскажите о себе. Всего каких-то полтора десятилетия назад этот вопрос для светской прессы был просто невозможным. А сейчас всем интересно, как человек становится священником, монахом.

-Я родился и вырос в православной семье около Сергиева Посада. Мой отец и сейчас служит в храме, а мама работала в швейной мастерской Лавры, пела в церковном хоре. Так что мой путь был предопределен. Но по желанию отца я сначала приобрел светскую профессию, окончив вечернее отделение Инженерно-строительного института. Одновременно работал в реставрационных мастерских Лавры. Это мне очень пригодилось, когда меня назначили настоятелем храма Апостола Иоакова Заведеева. Он построен в 1672 году, а в 30-е годы ХХ века был разрушен до основания, потом что-то нелепо пристраивалось, размещались автомобильные ремонтные мастерские со смотровыми ямами. А там, где находился престол, были устроены общественные туалеты.

- Батюшка, вы начали со строительства, значит, умеете держать в руках топор, молоток, мастерок?

- И за кирпичную кладку становился, - рассмеялся о. Алексей, - не говоря уже о лопате или метле. Всем миров восстанавливали храм, многие из моих бывших прихожан приходили помогать. Это большое счастье, когда видишь, что люди в храме действительно нуждаются, сейчас "вечных церковных старушек" как бы теснят другие возрасты - приходит много молодежи_ Ее, к сожалению, наше телевидение показывает только с самой негативной стороны. Но я-то вижу светлые стороны, а об этом молчат. Наконец появились в храме мужчины "деятельного сословия", это радует. И вот теперь детей собираем. То есть, начинают работать "Основы социальной концепции Русской православной церкви", в разработке которых огромную роль сыграл митрополит Кирилл.

- Да, есть там некогда вычеркнутые из нашего здравоохранения слова: "Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу"... Как складывалась ваша, если так уместно выразиться, церковная карьера?

- Учась в духовной семинарии, я был иподьяконом у митрополита Питирима. Затем вступил в брак с девицей Натальей, она моя землячка, выросла в верующей деревенской семье. Стал дьяконом, а в 1992-м рукоположен в священники, направлен в Николо-Угрешский монастырь, потом служил в двух других храмах Москвы, где прошел хорошую школу строительства и милосердия. А с 1994 года - настоятель храма Апостола Иакова Заведеева.

- Дети есть?

- Да, трое. Старшая, Екатерина, учится на 1-м курсе полиграфического университета. Как и я, она пожелала получить сначала светскую профессию. Средняя, Серафима, учится во 2-м классе. Есть еще Михаил - младшенький, на следующий год пойдет в школу.

- Какая в вашем храме самая почитаемая икона?

- Это интересно. Все иконы были уничтожены, но одну - Апостола Иакова Заведеева - кто-то перенес в храм Покрова Божией Матери. Теперь она нам возвращена. Немало старых икон было пожертвовано прихожанами.

- Коли мы заговорили об иконах, у меня, батюшка, чисто медицинский вопрос. Сейчас в Свято-Даниловом монастыре "гостит" знаменитая чудотворная икона Почаевской Божьей Матери. Очереди к ней не редеют. Рядом стоит хранитель-монах и время от времени протирает платком то место на стекле, куда прикладываются устами сотни москвичей и приезжих. Я все время интересуюсь этим фактом с обывательской точки зрения - гигиены. Много раз слышал ответы, но все же хочется знать и ваше мнение, потому что у каждого священника находятся свои слова.

- Еще не было в истории православия такого случая, чтобы кто-то заразился от иконы. Я уверен, если бы где-нибудь когда-нибудь случилось это - хотя бы один раз, - атеисты, многочисленные враги православия подняли бы такой шум... Подобные случаи искали намеренно, отец мне рассказывал, что в эпоху гонений были факты, когда специально власти подсылали на причастия людей больных, в том числе и венерическими заболеваниями. Требовалось любыми средствами опорочить священника и его приход. Это одно из признанных всем миром чудес православия.

- Как, скажем, и колокольный звон? Для меня было настоящим откровением, когда ученые признали его целебность. Вам это, конечно, известно, но все же прокомментируйте, пожалуйста.

- Колокольный звон - это, действительно, не просто звук. Это ангельский звон, а его амплитуда, по мнению ученых, как бы разряжает и очищает воздух от разных микробов.

- Мне как журналисту "Медицинской газеты" удалось побывать почти во всех основных святых обителях России. Не все укладывается в координаты моего многолетнего советского мироощущения. Да и сейчас большинство россиян не верят в огромную силу православного исцеления, порою даже от самых страшных заболеваний. Тема эта очень большая, давайте перейдем к больным детишкам-сиротам, чьи голоса мы слышим за дверью этого кабинета врача. С чего началось ваше милосердие?

- Я уже говорил, что к нашему храму почти примыкает военный клинический госпиталь № 574. Там немало ребят, покалеченных войной в Чечне. Я вижу, как у парней, может быть, впервые прикоснувшихся к молитве и иконе, текут по лицу слезы. Разве это не исцеление души, не облегчение, не Божья благодать? Мы думаем в госпитале устроить специальную молельную комнату. Начальник госпиталя Василий Иванович Кононенко с большим желанием идет на это. Что касается детских домов-интернатов, то мы сами искали такой дом, чтобы помочь детям, по недоброй воли своих мам и пап оказавшихся за бортом жизни. И поиски привели сюда, в этот ласковый и теплый дом. Я радуюсь, что питомцы его нашли такое сердечное попечение у сугубо светских людей.

- Изменился ли сейчас характер исповеди?

- Еще как! Порою испытываешь большие трудности в такой предельно откровенной беседе. Немало молодых людей, которые, может быть, лучше любого семинариста знают о православии. Многие хотят познать Бога умом, а познать его можно только верой, даже не познать, а лишь приблизиться. И потому исповедь превращается в некую дискуссию.

- И последний вопрос. Простите за некоторую бестактность, батюшка, многие священники сокрушаются по поводу своей тучности, объясняют тем, что бывает, когда многие недели проходят в постах, службах, требах. В итоге почт всегда сытно поесть удается лишь глубоким вечером, до этого не имея крошки во рту с самого рассвета. Не от того ли тучность? Как хотите, но с точки зрения медицины это нездоровый образ жизни. Так?

- (Смеется.) Японцы говорят: русские толсты не оттого, что много едят, а потому что неправильно едят. В ваших словах есть доля правды.

- Спасибо. Это относится, наверное, к каждому второму россиянину.
Беседу вел Владимир ХРИСТОФОРОВ,
спец. корр. "МГ".