Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Евгений ГЕРАСИМОВ: У меня никогда не было времени болеть

Сегодня автограф "Медицинской газете" дает народный артист России и депутат Московской городской Думы Евгений Герасимов. Согласитесь, необычное сочетание "титулов". Сыграв более 60 ролей в кино и сняв 8 картин как режиссер, теперь он занимается депутатской деятельностью, являясь председателем Комиссии по культуре. В том числе успевает делать полезные дела и для медицины тоже.

- Вот с этого и начнем, Евгений Владимирович. Расскажите подробнее.

- Пожалуйста, конкретно. Сегодня, когда становление рыночной экономики в здравоохранении ведет к тому, что ответственность за сохранение здоровья детей переносится с государства, общества на семью, нужен документ, регламентирующий взаимоотношения семьи с медиками, педагогами и психологами. В качестве такого документа предлагается "Паспорт здоровья ребенка", который должен включать адаптированную для семьи информацию о ребенке с момента рождения и до 18 лет. Эта работа проводится при поддержке Департамента здравоохранения и будет частично финансироваться из бюджета Московского городского фонда ОМС.

Другой вопрос касается сферы стоматологии. Разработана комплексная программа профилактики заболеваний зубов и полости рта у детей и подростков, которая в первую очередь предусматривает создание необходимой материально-технической базы, так как в школах и детских садах оборудование устаревшее. Ожидаемый экономический эффект от ее внедрения покроет расходы на ее реализацию.

Удалось увеличить расходы бюджета по разделу "Здравоохранение" на разработку типовой автоматизированной информационной системы (АИС) для городских клинических больниц, а также на замену и ремонт лифтов в ЛПУ. Большинство их функционирует более 25-30 лет и давно исчерпало свой технический ресурс.

- А что, всем этим занимается Комиссия по культуре?

- Дело в том, что я еще и заместитель председателя Комиссии по социальной политике. А это все дела взаимосвязанные.

- Помогает ли кинематографическая популярность на депутатском поприще? Или бывает так, что не воспринимают всерьез, потому что артист.

- Вы знаете, ведь встречают по одежке, а провожают по уму. Случалось, что приходилось это преодолевать. А бывает, что помогает. Но актер - это одно, а вот режиссерские навыки просто необходимы в политике. Прежде чем начинать снимать кино, режиссер определяет план съемок, перспективы, смету и прочее, он уже видит конечный результат. В нашей стране нам "везло" на политиков очень высокого ранга, которые начинали глобальные реформы, но не понимали, каков будет итог.

- Не так давно по телевидению мы видели "показательные выступления" - коллективное вступление в партию "Единая Россия" большой группы широко известных людей, в основном артистов. Среди них были и вы. Это напоминало рекламную акцию.

- Я не был организатором этого мероприятия, поэтому я не в ответе за то, как это выглядело. Я вступил в "Единую Россию" в первую очередь как политик. Всегда стараюсь смотреть в корень вопроса. Сегодня невозможно заниматься политикой, если не имеешь принадлежности к одной из партий. Программные принципы "Единой России" совпадают с моей программой, с которой я шел на выборы. У этой партии достаточно влияния, чтобы воздействовать на исполнительную власть, бороться с коррупцией и злоупотреблениями чиновников.

- Вы из кинематографической семьи? Фамилия Герасимов в кино известная.

- Нет, отец, вернувшись с фронта без ноги, работал закройщиком в ателье, мама - домохозяйка. А в кино я попал случайно, что называется с улицы. Ассистентка с "Мосфильма" пригласила нас, мальчишек, резвящихся во дворе, на студию. Первыми моими фильмами были "Они не пройдут", "Человек, которого я люблю". Я смотрел на работу режиссера Юрия Карасика, и мне это было очень интересно. Но я учился в физико-математической школе, причем отлично, и в старших классах отказывался от предложений сниматься. Во мне боролись практицизм и эмоциональная натура. У меня были сомнения, талантлив ли я, насколько я интересен, смогу ли я в искусстве выйти на главные роли, по большому счету. Перспективой для меня была режиссура. А пока я себя проверял, сдавая экзамены в три театральных вуза одновременно. И везде меня приняли. Тогда подумал: значит, что-то есть. Выбрал Щукинское, потому что очень любил Театр Вахтангова.

- Вы много играли в детективах. Достаточно вспомнить "Петровку, 38", "Огарева, 6". А сами любите детективы?

- Не могу сказать, что это мое пристрастие.

- Сейчас у нас на них бум. И еще на сериалы. Когда чего-то много, хорошо ли это? Ведь происходит обесценивание.

- Плохо не то, что много. Вопрос, какого качества? Каждый должен выбирать для себя, что ему нужно. К сожалению, то, что сейчас снимается, в большинстве своем не очень высокого уровня. Берутся не лучшие темы современной жизни.

- Вам не кажется, что сериал "Бригада" - это диверсия против молодого поколения?

- Ну, я бы не стал оперировать такими словами. Я считаю, что авторы просто не справились с материалом, у них не получилось. Искусство должно нести положительный заряд, на то оно и искусство. А получилась пропаганда сомнительного образа жизни. Случайно пару киосков взорвали, ну люди пострадали, но это неважно. На самом деле все нормально, парень-то хороший. К сожалению, переключая каналы телевидения, смотришь как будто одну и ту же картину, и артисты те же самые, и сюжеты похожи.

- Когда творческий человек переходит к чисто практической деятельности, это для него ступенька вверх или вниз?

- Это можно рассматривать как угодно, но эта ступенька мне интересна. Я, честно говоря, живу не по принципу статусности. Знаю, что для того, чтобы стать личностью, уважаемым человеком, надо много работать. Я это и детям своим говорю. И сейчас я могу работать в кино - предложения есть. Но думаю, что сегодня на этом месте за то же время, что, допустим, потрачу на съемки, успею сделать более полезные дела, от которых получу удовлетворение.

- Почему же произошел такой крутой поворот?

- Случайности в этом нет. Я всегда задавался вопросом, максимально ли я себя использую. В искусстве сделал достаточно много и многого добился. А в жизни так складывалось, что много занимался социальными вопросами и на студии Горького, и в Союзе кинематографистов. Был одним из организаторов Гильдии актеров кино. Меня видели как общественного человека, поэтому, думаю, и поступило такое предложение "сменить амплуа". В депутатской деятельности для меня, конечно, много нового. Объем работы огромный. Законотворческая деятельность непростая. Но у меня хорошие помощники, юристы.

- А не осталось впечатления, что не доиграли?

- Хочется играть и в кино, и в театре, ставить фильмы и спектакли. Я вообще много чего хочу. Тут я нескромен. Но на каждом отрезке жизни выбираешь что-то главное, что тебе на сегодняшний день наиболее интересно.

- В свое время ради кино вы оставили Театр им. В.В.Маяковского, где успешно прослужили 8 лет, значит, не очень его любили?

- Просто и тогда нужно было выбирать. У меня возникали проблемы с моим руководителем Андреем Александровичем Гончаровым - он не очень поощрял мои многочисленные съемки. А я уже мечтал о режиссуре, и для этого нужна была достаточная свобода. В театре мы очень много репетировали, катастрофически не хватало времени. Приходилось вечно что-то придумывать, чтобы уезжать на съемки. Это тоже режиссерская черта - уметь вырезать из своего произведения, может быть, очень выигрышную, яркую сцену, мешающую целостности замысла.

- Итак, вы пришли к своей цели - режиссуре.

- Да, я снял семь с половиной картин.

- Почему с половиной?

- Один фильм был короткометражным - мой дебют, который получил ..... премию.

- Ваша картина "Поездка в Висбаден" по "Вешним водам" И.Тургенева была удостоена знака Папы Римского "За вклад в мировую культуру".

- Да, аудиенция у Папы Римского в Ватикане - это очень яркое впечатление моей жизни. Почти получасовая беседа с его святейшеством, а затем демонстрация фильма на площади Венеции в Риме. С огромного экрана звучала русская речь. Это событие для меня - знак мирового признания.

- Ну а что медицина в вашей кинематографической жизни, как-нибудь вас касалась?

- На хирургическом столе я лежал, когда в фильме "Петровка, 38" из меня вынимали пули. У моего героя было очень тяжелое ранение. Сердце в момент операции остановилось, и мне должны были делать открытый массаж. Роль хирурга играл режиссер этой картины Борис Григорьев. Врач ему на мне показывал, какой должен быть настоящий массаж. У меня было ощущение, что все мои внутренности поотрывались.

Во время съемок было много падений и травм. Я старался все делать сам, без дублеров. А лечь и болеть никогда не было времени. И, как выяснилось, ничто не проходит бесследно. В прошлом году пришлось сделать настоящую серьезную операцию на тазобедренном суставе. Вставили штырь. Теперь вот надо выбрать время для повторной операции, чтобы его вынуть.

Однажды на съемках серьезно простудился. Снимались в болотах. Диагноз был "лимфогранулематоз". Вашим читателям не надо объяснять, насколько это серьезно. Конечно, стал искать специалистов, где только не был. Большинство отправляли меня в онкологический центр. Но профессор Абрамов, уникальный огромный человек, известный в этой области специалист, был очень убедителен, когда выписал мне такой рецепт: в день пара бутербродов с черной икрой, гранат, антоновка, гречневая каша с подсолнечным маслом, бутылка пива. Запрет на баню и секс. Наверное, я сам себе был Кашпировский плюс мощное природное здоровье, но с каждым бутербродом (который тогда нужно было еще достать) я чувствовал, как болезнь отступает.

- При такой занятости удается ли вам вести здоровый образ жизни? Чтобы сделать это интервью, мы встречались трижды. И каждый раз я слышала: "Сегодня я не позавтракал", "Сегодня я не обедал".

- Ну, это не такая уж беда. А вот спорт стараюсь не забывать. В субботу - бассейн, тренажеры, с учетом, конечно, своей травмы. Раньше были каратэ, тайский бокс. Кстати, я являюсь почетным президентом Федерации тайского бокса.

- А как вы любите отдыхать?

- В Подмосковье с семьей. Люблю природу, речку, шашлычок, удочку забросить, уху организовать, в общем, все, что любит обыкновенный русский человек.

- У вас фантастической внешности собака (бобтэйл, огромный пушистый белый ком). Это чья любовь, чей выбор?

- Знаете, как в семьях водится - давайте заведем собачку. Супруга сказала, что она бы хотела лохматую. Маленьких собак я за собак не считаю. Люблю больших и мощных. Женщина должна намекнуть, а мужчина - подумать, когда он это исполнит. И я исполнил это в день ее рождения, я ей его подарил. Так что основная нагрузка и ответственность на ней. Это теперь ее дитя. Он только что не разговаривает с ней, потрясающая привязанность. Это старая английская овчарка. Такие сторожили отары овец, могли вступить в бой с волком, например. Но по характеру он добрый, любит собирать всех. Когда мы выезжаем за город за грибами, он ходит и следит, чтобы никакая "овца" не отстала, чтобы все были на месте, все были рядом.

- Вспоминаю эпизод из своей юной жизни, когда мама моей подруги нам, молоденьким серьезным студенткам, говорила: "Девчонки, ну чего вы замуж не выходите?". На что мы отвечали, дескать, скажите, за кого. А она, показывая на вас на экране телевизора, ответила: "Вот за таких мальчиков надо замуж выходить".

- Надеюсь, я не разочаровал маму вашей подруги.

Вела Нина АЛЕКСЕЕВА.