Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

А следователи молчат…

В свете недавних скандальных публикаций о похитителях органов "у еще живых людей", о "врачах-убийцах" пресс-конференцию в здании московской мэрии по проблемам трансплантологии и столичной донорской службы все ожидали с нескрываемым интересом. Ведь это была первая за полгода драматических событий официальная встреча с журналистами руководителей Москвы, столичного здравоохранения и ученых-трансплантологов. Пресс-конференцию вели первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова, руководитель Департамента здравоохранения Москвы Андрей Сельцовский, директор НИИ трансплантологии и искусственных органов МЗ РФ академик РАН и РАМН Валерий Шумаков.

Сразу отметим, все трое были едины в оценке ключевых вопросов: огромный ущерб нанесен всему столичному здравоохранению, трансплантологической и донорской службам, моральному престижу медиков в целом, а главное - здоровью больных, чья жизнь в будущем связана с пересадкой органов. При этом все трое не исключали того, что в действиях сотрудников здравоохранительных органов, как и представителей всех других сфер экономики, возможны ошибки или даже нарушения, что предпринимаемые правоохранительными органами следственные акции не противоречат законам. Недоумение вызывает лишь форма проведения правоохранительных действий, утечка информации до завершения следствия.

Как известно, толчком к новому всплеску скандала послужил факт, произошедший 11 апреля в Москве, в городской клинической больнице № 20. Туда в 9.20 поступил пациент О. без сознания с несовместимой для жизни черепно-мозговой травмой. В 16.00, несмотря на проведение полного комплекса поддерживающих жизнь мероприятий, больной скончался. Бригада Московского координационного центра органного донорства начала подготовку к изъятию у трупа почек. Действие персонала больницы и сотрудников Центра органного донорства соответствовали действующим нормативным документам - дежурная бригада реаниматологов установила биологическую смерть больного О. и было принято решение об изъятии органов...

Однако в 16.20 в реанимационное отделение без разрешения персонала ГКБ № 20 вошла группа лиц, часть из которых была в масках и вооружена.

По просьбе корреспондента "МГ" оценку этого случая и его последствий сделала первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова:

- Для действий правоохранительных, следственных органов в 20-й больнице повод, наверное, был. Другой вопрос, как все это происходило. Я считаю совершенно недопустимым, чтобы в больничные палаты, тем более в операционное и реанимационное отделения, буквально врывались люди в масках, в сапогах. В палатах находились пациенты, многие в тяжелом состоянии, и их потом пришлось ставить на аппараты искусственного дыхания. Медиков из этих палат просто вывели.

Считаю, что правоохранительные службы должны были проводить эту акцию, во-первых, в присутствии представителей органов здравоохранения. Если следственные инстанции по какой-то причине не доверяют городским специалистам, то должны были пригласить для этих целей федеральных. Во-вторых, ни в коем случае нельзя было отстранять от работы медиков, оказывающих помощь другим больным. В-третьих, никто не имел права без понятых, приведя неизвестных врачей, перемещать пациента в другую комнату, делать там с ним какие-то манипуляции, а затем увозить его для проведения еще каких-то обследований и исследований. К этому процессу также не были допущены специалисты, отвечающие за городское здравоохранение и работу столичных больниц.

Изъятые документы, я считаю, должны были вернуть в органы здравоохранения в виде дубликатов для проведения дальнейшего лечения и продолжения организации донорства в городе.

Мое мнение, что по случаю в горбольнице № 20 мы уже давно или хотя бы сейчас должны получить заключение от органов, ведущих следствие. Необходимо ответить на вопрос: виновны или нет сотрудники, готовившие изъятие органов у трупа? Пока этого не случилось, и, естественно, у меня возникают вопросы, связанные с утечкой информации. Мы до нынешнего момента не собирали больших пресс-конференций, а вели служебную переписку с органами прокуратуры... Но вдруг документы, которыми располагало следствие, или, может быть, другие материалы (телефонные прослушивания, фотографии и др.) неожиданно оказались в телеэфире, причем были поданы, прокомментированы самым однозначным образом. Все это нецивилизованно...

* * *

Каковы другие последствия акции, проведенной 11 апреля и в последующие дни? Работа Центра органного донорства была парализована до июля. С большим трудом донорство в городе удалось восстановить, но к моменту пресс-конференции было сделано всего 40 трансплантаций трупной почки, что намного меньше показателей прошлых лет. Выступавшие говорили о душевном состоянии людей, проходящих каждые 2-3 дня процедуру гемодиализа и стоящих в листе ожидания на трансплантацию почки.

26 крупнейших российских ученых-медиков обратились к Президенту и Правительству РФ с открытым письмом. Они просили защитить конституционные права пациентов, нуждающихся в пересадке органов, оградить медработников от огульных нападок со стороны "желтой прессы" и правоохранительных органов.

На пресс-конференции, в частности, говорилось о необходимости дальнейшего совершенствования работы городских служб органного донорства и трансплантации, их объединения на уровне донорских базовых лечебных учреждений городского подчинения. В Москве, например, помимо федерального НИИ трансплантацию проводят в ГКБ № 7, МНИИ скорой помощи им. Н.В.Склифосовского. Необходимо через Госдуму РФ внести поправки в Закон "О трансплантации органов и (или) тканей человеку".

Отвечая многочисленным журналистам, участники пресс-конференции заявили, что до завершения следственных мероприятий все обвинения медиков преждевременны.

Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

обозреватель "МГ".