Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Зерна упали на благодатную почву

В медицинской среде бытует мнение: самые лучшие люди из всех наших граждан - врачи, самые лучшие из врачей - педиатры, а самые лучшие из педиатров - неонатологи. Еще несколько десятилетий назад о таких специалистах мало кто и слышал, выхаживание новорожденных с низкой массой тела казалось чем-то необычным, а уж о 500-граммовых малышах и речи не велось...

День вчерашний

Сейчас многое изменилось, не только в организации помощи новорожденным, но и в терминологии, появились даже такие понятия, как "перинатальная медицина", "внутриутробный пациент", "хирургия плода". Изменения же произошли, разумеется, не сами собой, а благодаря усилиям замечательных специалистов - Вячеслава Таболина, Клары Карасевой, Галины Дементьевой, Маргариты Фроловой, Юрия Вельтищева и других, которых без преувеличения можно назвать борцами за неонатологию. Именно они заложили тот фундамент, который с годами становился все крепче, и убедили своих учеников, а также руководителей нашей страны в том, как важно не просто сохранить жизнь каждого ребенка, но и позаботиться о ее качестве.

- Благодаря профессионализму наших великих учителей, их преданности делу было создано колоссальное количество пособий, протоколов. Благодаря их вкладу мы смогли решать проблемы на мировом уровне, сохранять жизни и 500-граммовым детям, - это признание заведующего кафедрой неонатологии Российского государственного медицинского университета, президента Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, члена-корреспондента РАМН Николая Володина прозвучало на научно-практической конференции по неонатологии, посвященной 40-летию открытия отделений для лечения новорожденных и выхаживания недоношенных детей в ДГКБ № 13 им. Н.Ф.Филатова и ГКБ № 13 Департамента здравоохранения Москвы.

По словам Н.Володина, благодаря тем зернам, которые были посеяны на базе Филатовской больницы, отделения для недоношенных детей ГКБ № 13, мы сегодня говорим о том, что XXI век будет веком перинатальной медицины. И от того, как станет развиваться эта наука, будет зависеть, каким вырастет будущее поколение.

В медицинском мире ежедневно происходит масса различных событий, больших и маленьких, заметных и не очень. На этом фоне повод, собравший в стенах Филатовской больницы московских неонатологов, может показаться кому-то не слишком значимым, хотя смотря что брать за мерило значимости. Если вклад в науку и количество спасенных жизней, то это - знаменательное событие не только для московского здравоохранения, но и для здравоохранения Российской Федерации, стран СНГ, представители которых имели возможность получить образование в вузах Москвы, а практические навыки на базе Филатовской больницы.

40 лет назад в стране не было отделения патологии новорожденных, его приходилось пробивать сквозь чиновничий забор возражений и непонимания. По словам академика Вячеслава Таболина, у чиновников сразу возник вопрос: а будет ли оно заполнено, так ли уж много больных новорожденных? Жизнь подтвердила, что потребность в нем оказалась очень высокой. За прошедшие годы только в этом отделении Филатовской больницы прошли лечение 21 тыс. детей и 52 тыс. детей выхожено в отделении для недоношенных ГКБ № 13. Последнее тоже создавалось в трудных условиях: на базе старого, неприспособленного для новорожденных корпуса в структуре взрослой клинической больницы. Четких рекомендаций по организации такого типа отделений в то время не существовало. Все приходилось изобретать, разрабатывать самим.

- Не было даже специальных кроватей для новорожденных, поэтому приспосабливали кроватки, предназначенные для детей грудного возраста, перебинтовывая широкие решетки простынями. Поначалу использовали грелки, - вспоминает первая заведующая отделением для недоношенных детей ГКБ № 13 Маргарита Фролова. - Постепенно отрабатывали санитарно-противоэпидемический режим, создавали боксированные палаты, со временем пришли к выводу, что диагностические и лечебные процедуры следует проводить в боксе, где лежит ребенок, минимально перемещая детей внутри отделения.

Во многом они были первооткрывателями. Занимались научной деятельностью, разрабатывали и совершенствовали методы выхаживания недоношенных детей и лечения больных новорожденных. Не было специально подготовленного персонала, отсутствовали штатные нормативы - все приходилось делать впервые. Их вклад в науку и практику весом и зрим. Так, за годы своей работы академик В.Таболин воспитал 132 кандидата медицинских наук, половина из них защищалась на базе уникального отделения патологии новорожденных Филатовской больницы. А сколько студентов, интернов, ординаторов прошло через отделение!

- Мы все здесь учились, - заметила заведующая кафедрой педиатрии Российского государственного медицинского университета профессор Галина Самсыгина и призналась: - Если бы вы знали, как я, будучи студенткой, терпеть не могла новорожденных и недоношенных детей, потому что это был "трудный материал", у них все другое: и кожа, и поведение, и реакции... Сегодня я безмерно благодарна своим учителям.

День завтрашний

Ныне неонатальная служба Москвы продолжает развиваться, внося неоценимый вклад в выхаживание новорожденных, сохранение жизни детей. Ее вес, очевидно, будет возрастать. Несмотря на то что акушерам-гинекологам удается пролонгировать беременность при достаточно сложной акушерской патологии, перинатальная заболеваемость растет как в группе доношенных, так и в группе недоношенных детей. На этом фоне неонатологам удается снижать раннюю неонатальную смертность, в основном за счет улучшения первичной реанимационной помощи в родильных домах.

- В 2002 году мы вышли на уровень ранней неонатальной смертности, сопоставимый с европейскими странами, и могли бы этим гордиться, - считает главный неонатолог Департамента здравоохранения Москвы Дмитрий Дегтярев, - если бы не одно "но": часть детей, проживших первую неделю, умирают в позднем неонатальном периоде. И показатель неонатальной и младенческой смертности у нас существенно выше, чем в развитых странах.

Нынешние тенденции таковы. Несмотря на увеличение заболеваемости, число детей, переведенных на второй этап выхаживания, за последние годы снизилось, и это требует осмысления. Несколько уменьшилось число новорожденных, поступающих напрямую из родильного дома в отделения реанимации и интенсивной терапии детских стационаров. И заметно сократилось число малышей, которых из родильных домов переводят в специализированные неврологические отделения. Что касается последних, то все больше неонатологов признают, что умеренные неврологические расстройства не требуют специализированной стационарной помощи, и эти дети наблюдаются амбулаторно.

Жизнь вносит свои коррективы и подбрасывает новые проблемы. Как мы видели, исторически сложилось, что существует две группы отделений: отделения выхаживания недоношенных детей (это именно их называют вторым этапом) и отделения патологии новорожденных. Анализ статистики свидетельствует, что из всех детей, которые поступают в отделения выхаживания недоношенных ГКБ № 13, одну треть составляют доношенные. По словам Д.Дегтярева, это немудрено, так как морфофункциональная незрелость - одна из основных проблем доношенных детей, что связано с частым пролонгированием беременности.

В то же время, если проанализировать деятельность отделений патологии новорожденных (а они когда-то разворачивались как специализированные для доношенных детей), то открывается любопытная картина: например, 42% всех детей, которые поступили в отделение патологии новорожденных Филатовской больницы, - недоношенные дети.

Из этих тенденций, по мнению Д.Дегтярева, следуют выводы: то, что было хорошо 15, 20, а тем более 40 лет назад, сегодня должно претерпеть изменения, поменять свои функции.

- Методы выхаживания, лечения больных доношенных и недоношенных детей во многом схожи, - говорит Д.Дегтярев. - От нас требуется оснастить так называемые вторые этапы выхаживания таким образом, чтобы там были палаты интенсивной терапии, и организовать специальную подготовку среднего медицинского персонала. К сожалению, молодые люди не идут сюда трудиться, поскольку работа крайне тяжелая, высокотехнологичная и низко оплачиваемая. И даже если мы заинтересуем их рублем, хотя неизвестно, когда это произойдет, надо будет научить людей уже новым методам выхаживания. Это - с одной стороны. С другой стороны, на эти же отделения ныне ложится еще одна функция: часть детей, которые не попадают в стационары, а выписываются из родильных домов на участок, должны наблюдаться при многопрофильных больницах, где осуществляются и подбор специального питания, и неврологические регулярные осмотры, и при необходимости коррекция.

Поэтому обозначенные тенденции, по мнению Д.Дегтярева, свидетельствуют об одном. На сегодняшний день деление на отделения патологии новорожденных и отделения выхаживания недоношенных детей морально устаревает. Сейчас целесообразнее иметь мощное, хорошо обеспеченное и кадрами, и оборудованием неонатальное отделение, в котором будут преимущественно выхаживать недоношенных детей, а при необходимости оказывать помощь и доношенным.

Наверное, в этом есть смысл.

Валентина ЕВЛАНОВА, корр. "МГ".