Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Мы уже догнали и обогнали Америку. Во вседозволенности

В 1999 г. получение эмбриональных стволовых клеток было признано третьим по важности событием в биологии ХХ века после открытия двойной спирали ДНК и расшифровки генома человека. Как утверждают ученые, нет ни одного человека в мире, который бы держал в руке эту самую стволовую клетку, но о ней говорят, спорят, пишут.

Нелегально, незаконно и наказуемо

Повод, который заставил ученых собраться  на "круглый стол" в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, оказался достаточно серьезным. В последнее время  стволовые клетки (СК) слишком активно стали применяться в коммерческой медицине, которая пользуется тем, что в России не существует законодательства в отношении новых технологий. А ведь несанкционированное применение стволовых клеток может привести к непредвиденным последствиям - гибели людей и, как следствие, к возможному запрету на использование метода в целом. Это, по мнению ученых, серьезно затормозит процесс, резко подорвет и без того скудное финансирование научных исследований, и Россия вновь отстанет от цивилизованного мира на много лет.

- То, что разрешено на сегодня в этой области, обсуждалось на совете по новым клеточным технологиям при МЗ РФ, - сказал директор Института экспериментальной медицины Российского кардиологического научно-производственного комплекса академик РАМН Владимир Смирнов. - Я имею в виду возможность создавать лицензированные банки пуповинной крови и стволовых клеток. Пока только один такой банк зарегистрирован Минздравом - в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН. Тем не менее в России  работает много банков стволовых клеток, которые не лицензированы. Должен со всей ответственностью заявить: никаких разрешений на любое клиническое применение метода с использованием стволовых клеток в разных областях медицины, а также в косметологии Министерство здравоохранения не выдавало. Вся эта деятельность нелегальна, незаконна и наказуема.

Понять тревогу академика несложно: в Москве, по сути, проводится невиданный эксперимент по поводу того, что можно и что нельзя делать со стволовыми клетками, научно не обоснованный и не подкрепленный. В столице примерно 50 салонов красоты и клиник  используют якобы стволовые (а какие на самом деле, неизвестно) клетки во многих косметологических процедурах, зачастую объясняя это "проведением медицинских исследований". Практически все подобные заведения работают без какого-либо контроля, в них не узнают у пациентов анамнез, не следят за их судьбой в дальнейшем. А ведь предложенная процедура "омоложения" может привести к серьезным осложнениям - возникновению опухолей, подавлению иммунитета, сепсису и так далее.

Фактически в Москве идут крупномасштабные клинические испытания терапии стволовыми клетками. После 10-минутной консультации косметолога пациенту предлагают 800-долларовую программу из трех инъекций стволовых клеток, чтобы "убрать морщины". Но что вкалывают под кожу пациентам - вопрос из вопросов.

Заместитель директора по научной работе НИИ молекулярной медицины профессор Алексей Иванов рассказал о том, что однажды он попросил свою сотрудницу обратиться в один из косметологических салонов столицы с целью "пролечить" себя СК. Когда у врача спросили, чем же он все-таки лечит и откуда берется столько стволовых клеток, тот прямо ответил: "Да, это действительно эмбриональные стволовые клетки, но не человека, а рыб". Бывает, что в некоторых клиниках используют клетки эмбрионов свиней. По утверждению ученых, эмбриональные СК человека - самые непредсказуемые и самые опасные клетки, которые не прошли еще и "начальную школу" и которые, попади они в организм индивидуума с ослабленным иммунитетом, могут вызвать рак. В лучшем же случае они отомрут, отторгнутся иммунной системой. 

Известно, что любая стволовая клетка несет генетическую информацию о конкретном человеке. Да, обоснованно, если такую информацию вводить вместе с СК в организм этого же человека, но если ее ввести другому индивидууму, то он может получить болезни организма-донора.

На сегодняшний день нет ни одного доказательства эффективности лечения эмбриональными стволовыми клетками. Более того, 13 академиков страны написали письмо председателю Комитета Госдумы РФ по охране здоровья, в котором указали на то, что в последнее время рекламируются новые подходы к лечению целого ряда заболеваний, в том числе злокачественных образований. "Эти подходы, - говорится в письме, - основаны на использовании эмбрионального материала, прежде всего тканей человеческих эмбрионов, удаляемых при проведении абортов. Систематическое появление рекламы такого рода отражает реальную ситуацию на рынке платных медицинских услуг, где применение инъекций ткани абортного материала получило чрезвычайно широкое распространение на всей территории РФ. Ни в одной стране мира подобная практика не входит в перечень медицинских разрешенных приемов".

Выход в пуповинной крови?

Более-менее надежный способ, по утверждению ученых, это  использование СК пуповинной крови. Их получают при рождении ребенка и применяют как для самого ребенка, так и для его ближайших родственников. Стволовые клетки пуповинной крови испытаны при 45 видах заболеваний, что дает обнадеживающие результаты. В целом же на сегодняшний день в качестве годных признаны три источника получения СК: пуповинная кровь, брюшная жировая ткань и костный мозг.

- Сейчас есть одна бесспорная область работы со стволовыми клетками - это создание национального регистра клеток пуповинной крови. - говорит академик В.Смирнов. -  Почему это важно? Страна не сумела эффективно организовать донорство костного мозга, и сейчас появился шанс создать национальный запас клеток пуповинной крови, который бы фактически заменил отсутствие доноров костного мозга. Америка встала на этот путь при наличии более 4 млн  доноров, начала очень медленный и осторожный переход. Сенат принял решение: 500 тыс. образцов клеток пуповинной крови должно быть в национальном регистре США. И любой заболевший человек, прежде всего ребенок, может обратиться в этот регистр и получить нужную трансплантацию клетки.

Но в одном мы уже точно догнали и перегнали Америку - во вседозволенности: наши законы не запрещают использовать стволовые клетки - ни взрослые, ни эмбриональные. Как говорится, твори, выдумывай, пробуй! Кстати, пример из жизни: в прошлом году известный фармацевтический магнат  попытался избавиться от морщин и седины с помощью  стволовых клеток в одной из клиник столицы. Ему ввели под кожу инъекцию смеси эмбриональных стволовых клеток, что, в общем-то,  делается сейчас во многих московских салонах красоты. Мало того, что пациент не избавился от морщин, он приобрел другое "богатство" - несколько шишек на лице размером с горошину. Бизнесмену внушали примерно следующее: "Если стволовыми клетками можно вылечить позвоночник и даже болезнь Паркинсона, что для них какие-то морщины и седина?!"

Не зря говорят: лучше синица в руке, чем журавль в небе. Не проще ли развивать и доводить до ума  то, что имеешь, что исследовано, доказано, что приносит реальную пользу? Но...

Вот на чем заострил внимание член-корреспондент РАМН Валерий Савченко: "Пока мы не поймем, что поодиночке не спасемся в современном мире высоких технологий, что они дают коллективную, а не индивидуальную безопасность, пока мы эту истину не донесем до общества, ничего хорошего не произойдет, ни один больной не спасется.  Мы не развиваем собственные технологии, мы это игнорируем, нам это не нужно. Проще другое: сделали укольчик - и больной пошел.  А ведь единственным легальным методом, который существует уже 30 лет, является использование кроветворных стволовых клеток происхождения при лечении лейкемии и ряда других заболеваний, то есть это разрешенный и высокоэффективный метод,  который широко используются во всем мире. Но и его мы до конца не развиваем".

Технология применения кроветворных стволовых клеток хорошо известна, они успешно идентифицируются в пуповинной крови новорожденных, костном мозгу, периферической крови взрослых, применяются для различного вида трансплантаций пациентам после химиотерапии при онкологических заболеваниях, гематологических нарушениях, иммунодефицитных состояниях, синдромах врожденной ферментной недостаточности, аутоиммунных заболеваниях. Тысячи и тысячи операций делаются нуждающимся в них людям в Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании? Да, и в нашей стране метод доказан, опробован, признан высокоэффективным, и в оперативном вмешательстве также нуждаются тысячи больных, но операций проводится во много раз меньше. Спрашивается, почему?  Кому-то  лучше заниматься тем, что неизведанно, последствия чего отдаленны и не ясны. Но деньги на этом можно заработать уже сегодня, немалые.

Зачем такая спешка?

    Ученые обеспокоены тем, что в настоящее время бесконтрольное использование эмбриональных стволовых клеток прежде всего в косметологических целях приняло размеры эпидемии, причем уже по всей стране. По городам и весям разъезжают группы людей, которые лечат всех желающих неизвестно какими клетками  и берутся за все заболевания! Видимо, этот вопрос должен беспокоить уже не только Министерство здравоохранения и социального развития, а, скорее, прокуратуру. У Минздравсоцразвития России, занимающегося реорганизацией,  руки до этого не доходят.

Снова не обойтись без аналогии с Западом: почему-то там, где правит балом "проклятый капитализм", все экспериментальные виды лечения проводятся на базе университетских клиник, иначе говоря, солидных наукоемких учреждений, в которых разрабатываются новые технологии. Что же касается "тиражирования" таких технологий, то оно осуществляется только после того, как доказана их эффективность и безопасность, когда результат оценен.

На "круглом столе" прозвучал вопрос: действительно ли существуют  примеры успешного применения стволовых клеток при сердечно-сосудистых заболеваниях? На что было замечено: в странах Европы проводятся серьезные клинические испытания метода в области кардиологии, там накапливается база. Но испытания идут так, как и положено проходить научным экспериментам, - в солидных исследовательских центрах, клиниках, и эта работа находится под строгим контролем.

Есть такое понятие, как "медицина отчаяния". Случается, что при каком-либо заболевании человек обречен на смерть, поэтому прибегает к таким крайним и до конца еще не изученным методам лечения. В частности в ММА им. И.М.Сеченова ведутся работы по введению стволовых клеток из миобластов  больным, страдающим тяжелой миокардией. В некоторых случаях миобласты могут прижиться, заменить неработающие клетки сердца, тогда дорогостоящая операция по его пересадке не потребуется. Безусловно, это шанс для таких больных. Подобным методом хорошо лечатся некоторые онкологические заболевания, например опухоль крови, если болезнь не удается остановить традиционным путем.

Сомнений нет, использование стволовых клеток способно совершить качественный прорыв в медицине, и уже в ближайшем будущем. Но поспешишь - людей насмешишь: за границей существует совсем иное, очень осторожное отношение к методу клеточной терапии. Профессор Алексей  Иванов рассказал присутствующим о том, что в прошлом году группа сотрудников Московской медицинской академии участвовала в работе Международного конгресса Общества по клеточной терапии. На нем был заслушан ряд докладов по опыту использования стволовых клеток. Выступали ученые из Великобритании, США, Германии. И тут на трибуну вышла дама из Украины и заявила о том, что в ее клинике пролечили стволовыми клетками 85 человек, причем с необычайным эффектом. Свой доклад она закончила при пустом зале: зарубежные ученые очень скептически отнеслись к такому выступлению. Подобные опыты за границей проводятся пока только на животных, и случаи реального практического применения СК единичны. Использование стволовых клеток применительно к людям приостановлено. Известен случай, произошедший в США, когда у ребенка возникла опухоль после применения стволовых клеток.

- О серьезности того, как в США относятся к этому вопросу, можно судить по истории с генной терапией,  - заявил академик В.Смирнов. - Три несчастных случая привели к тому, что ее запретили на восемь месяцев,  пока не выяснили причину гибели пациентов. Но лично я свои стволовые клетки, мезенхимальные, при операции на тазобедренном суставе, сохранил и размножил. И убежден, пока вы в достаточно молодом возрасте, запасайте и сохраняйте свои определенного рода клетки.  Наука развивается, и через некоторое время они вам могут понадобиться.

Век "бессмертных" клеток, наверное, не за горами. Необходимо лишь решить на государственном уровне законодательные и этические вопросы использования того потенциала, которым обладают эти "полезные ископаемые" человеческого организма.

Только в этом случае удастся избежать множества уголовных дел, которые могут быть возбуждены в связи с несанкционированным использованием стволовых клеток в медицинской практике.   

Татьяна КУЗИВ,

корр. "МГ".