Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Трагедия Ялты

Последние 50 лет я живу в Ялте, и все эти годы пишу  научные работы о целебных возможностях Южного берега Крыма,  в частности при лечении туберкулеза, а также книги, статьи, касающиеся истории Крыма, не только древней, но и современной, порой печальной и драматической. Активно, аргументированно, последовательно отстаиваю интересы теперь уже гибнущего на глазах у всех курорта, в острой необходимости которого убежден, особенно в современных условиях, когда, казалось бы, медики, имея всё (антибиотики, химиопрепараты) хотя бы для снижения уровня болезненности, смертности от туберкулеза и в Украине и в России, не могут справиться с его эпидемией.

Антибиотики не заменяют климатолечение

Вдохновляют меня на эти "подвиги" не личные интересы, а убежденность в правоте, ибо еще в своей кандидатской диссертации я показал несомненное влияние климатолечения на реактивность организма больных туберкулезом, а в докторской, пролечив 1500 больных тяжелыми кавернозными  формами этой болезни, убедился в том, что присоединение климатолечения к общепринятым методам антибактериальной терапии дает выраженный дополнительный эффект в виде ликвидации каверн, доходящей до 50%. И это у больных с осложненным, порой рецидивирующим течением болезни,  плохой переносимостью препаратов,  лекарственной к ним устойчивостью при наличии сопутствующих заболеваний. Эта сложная работа заняла 30 лет моей деятельности в Ялтинском НИИ климатолечения им. И.М.Сеченова, но я как врач-исследователь получил глубокое удовлетворение, доказав, что и в современных условиях использования антибиотиков климатолечение остается важным терапевтическим фактором, позволяющим добиться положительных результатов, когда, казалось бы, достичь успеха очень трудно.

Мало того, использование антибактериалной терапии расширяет возможности климатолечения, а климатолечение, в свою очередь, повышая защитные силы организма, дает возможность снизить токсическую нагрузку на организм массивной химиотерапии путем применения с убедительным успехом при лечении больных с распадом легочной ткани, прерывистого (интермиттирующего) метода введения препаратов, предложенного сотрудником нашего НИИ  А.Перцовским и  поддержанного ведущими туберкулезными институтами Москвы и Киева. При этом суммарное количество примененных препаратов снижается почти наполовину при той же, а иногда и более высокой их эффективности.

Прекрасные результаты при широком использовании климатолечения достигались и в хирургической клинике НИИ, где количество послеоперационных осложнений было самым низким, а результаты комплексного лечения - самыми высокими в Союзе, и в детской клинике. Такими же они были при лечении неспецифических заболеваний легких.

Вот почему еще в начале 80-х годов я был категорически против перепрофилирования клиники легочного туберкулеза и превращения ее в "группу" с последующим переводом "на базу" санатория в Симеизе, а затем и полным ее упразнением под лживым, не соответствующим действительности пропагандистским предлогом - "ликвидации туберкулеза в СССР как массового заболевания". Я выступал и против превращения единственного в мире Института физических методов лечения и медицинской климатологии в акционерное общество, что в итоге  привело к фактическому уничтожению уникального учреждения, осуществлявшего методическое руководство санаториями Южного берега Крыма, а также всеми курортами Украины по этому профилю медицины. С этого и начался полный развал курорта.

 К сожалению, та же участь постигла  все санатории Южнобережья.  Не осталось ни одного, где бы проводилось климатолечение не только в холодный период года (как еще недавно широко практиковалось и давало возможность курорту функционировать круглогодично), но и в разгар теплого сезона, не говоря уже о методически правильном его проведении. И это произошло на климатическом курорте, где основными лечебными факторами являются аэротерапия, талассотерапия, гелиотерапия, режимы двигательной активности.  В результате санатории фактически превращены в дорогие пансионаты, гостиницы,  места приятного времяпровождения, озабоченные не столько лечением больных, сколько сервисом.

Здравницы, которые мы потеряли

Перечислю навскидку санатории только Большой Ялты, погибшие за последние годы, утерянные полностью или частично, или "перепрофилированные", потерявшие своих настоящих хозяев - высокопрофессиональных медиков и пациентов, остро нуждающихся в специализированном лечении.

Среди них санатории Минздрава Украины  им. Н.А.Семашко - некогда базовый противотуберкулезный, "Приморье" -  с прекрасным хирургическим блоком. Уникальный хирургический блок утерял и санаторий урологического профиля "Солнечный". Распрдан,разграблен некогда очень популярный в Крыму санаторий "Горное солнце" с чудесным пляжем, корпусами на берегу моря, расположенный в Алупкинском парке.

Полностью исчезли санатории "Радуга", "Зеленый мыс", им. Ф.Э.Дзержинского, им. П.И.Баранова "Голубой залив". Эти санатории  перешли в частные руки, а их уникальные целебные парки, пляжи, перегороженные 4-метровыми непроницаемыми заборами, застроены особняками. Армия высококвалифицированных  врачей и медсестер потеряла работу, а курорт - свою базу.

В оставшихся же санаториях  противотуберкулезного профиля происходят  малопонятные для медиков и еще недавно недопустимые вещи. Больные туберкулезом (пусть формально и с "закрытыми" формами заболевания) лечатся вместе  с больными неспецифическими (нетуберкулезными) заболеваниями легких, пользуясь общими столовыми и т.п., хотя олигобациллярность (выделение микробов в малых количествах, свойственное этим больным), пока что никто  не отменял.

Возникает еще один вопрос: есть ли смысл лечить в дорогих южнобережных санаториях фактически здоровых "больных", из числа контактных? Да и о каком курортно-климатическом "лечении" вообще может идти речь, если в санаториях полностью прекратилась климатотерапию, фактически исчезли пляжи, ликвидированы хирургические блоки.

Полагаю, новому руководству Минздрава Украины необходимо углубиться и в эти проблемы с учетом того, что в Украине и у наших соседей есть миллионы  больных людей, нуждающихся в квалифицированном лечении на Южном берегу Крыма.

С созданием акционерного общества "Укрпрофздравница" пошла бойкая распродажа (особенно активно в последние годы) и профсоюзных санаториев, сдача в долгосрочную аренду их корпусов, порой с изменением лечебного профиля,  увольнением многоопытных медиков опять-таки с ликвидацией уникальной базы, лабораторий, ценной медицинской аппаратуры и т.п.

Бывшие здравницы скупаются гостиницами, банками, частными лицами Украины, России, других стран. Так, за последние несколько лет неоднократно был перепродан санаторий "Золотой пляж" с прекрасным парком и уникальным пляжем, корпуса центра по лечению больных с заболеваниями почек "Энергетик", где раньше неоднократно проходили научные конференции союзного уровня по этой тематике. Та же участь постигла и санаторий "Запорожье", гордостью которого был уникальный климатотрон, имитирующий жаркий климат туркменского курорта для лечения больных с заболеванииями почек Байрам-Али.

Прекратил существование и санаторий "Севастополь", превращенный в гостиницу. Частным лицам проданы корпуса, представляющие историческую ценность, вместе с участками некогда общедоступных парков Санатория им. С.М.Кирова. Ликвидирована и еще недавно знаменитая Курортная поликлиника в Ялте, превращенная ныне в элитарный  гостиничный комплекс "Левант", рядом с которым возведены новые корпуса очередных "хозяев", опять-таки в городском Парке им. Ю.А.Гагарина, еще недавно излюбленном месте отдыха ялтинцев и гостей города.

Полагаю, пристальное внимание властей всех уровней должна привлечь и судьба старейшего в Крыму санатория "Днепр", некогда великокняжеского имения Харакс с его удивительным парком-заповедником, древнеримскими раскопками, прекрасным пляжем, еще пару лет назад остававшимся единственным на побережье, где методически правильно отпускались климатопроцедуры. Но и это уже ушло в историю - здравницу переподчинили  с помощью вездесущих "президентских структур".

Меня волнует также и судьба такого прекрасного оздоровительного комплекса, как "Зори Украины", где за последние два года как грибы в парке выросли элитарные коттеджи, ныне пустующие или уже приобретенные  состоятельными гражданами Украины и других стран.

Рядом появился и новый санаторий (на базе недостроенного "Аэрофлота"), сразу же обнесенный высоченным забором, отгородившим эту громадину-"собственность" от остального мира на живописном мысу Святой троицы.

Я перечислил лишь часть того, что произошло на наших глазах только на Южнобережье. Чтобы быть более объективным и конкретным, приведу данные справочника "Большая Ялта" за 1995 г., составленного Е.Желудковским - бывшим членом Крымского обкома КПСС, курировавшего курорт, затем сотрудником нашего НИИ, а теперь деканом Крымского гуманитарного института, то есть человеком информированным. На 80 страницах перечислено 135 лечебно-оздоровительных учреждений различного профиля и подчинения, расположенных только между Форосом и Алуштой (Большая Ялта). К большому сожалению, за прошедшие всего 10 лет все они полностью прекратили свое существование как оздоровительные учреждения курорта, где должно проводиться грамотное климатолечение.

Что делать?

Что же необходимо предпринять для возрождения курорта или хотя бы для сохранения его остатков? Прежде всего  изменить идеологию отношения к курорту, санаториям. Курорт - это прежде всего лечебная база, а не  дорогие пансионаты, гостиницы. Недопустимо продолжать дальнейший развал здравниц.

 Наш  опыт оздоровления нации уникален, и мы его терять не должны, тем более если действительно стремимся к созданию гражданского, истинно демократического общества. И в этом я убедился еще в те далекие годы, когда в Крым приезжал президент США Р.Никсон, которого сопровождали крупные ученые, врачи Америки. При встрече с ними в гостинице "Ялта", куда были приглашены мы, ученые НИИ им. И.М.Сеченова, первый их, прагматиков, вопрос касался доказательств экономической эффективности санаторного лечения, климатотерапии. В ответ я  привел показатели  экономической эффективности комплексного лечения, основанного на подсчете дней потери трудоспособности (по больничным листкам) до поступления больных на климатолечение и через год - два после. Цифры были впечатляющими для американских коллег.

Еще одна проблема курорта (и его большой экономический резерв) -доступность  не только для  богатых членов общества, тем более если мы действительно собираемся создавать его демократический гражданский вариант, а не "дикий капитализм", как пока что делаем. Это означает, что он должен быть доступен работникам бюджетной сферы, студентам, пенсионерам.

Следует менять задачи, цели санаторно-курортного комплекса, возвращаясь к нашему прошлому богатому опыту, одновременно предлагая новые пути решения проблем, связанных с переходом к рыночной экономике. Настало время по достоинству оценить конкретную стоимость целебных факторов Южнобережья -  воздуха, солнца, моря и его земли, прежде всего в прибрежной курортной зоне. Ибо его красоты, климат неповторимы и действительно лечат, о чем хорошо знали еще врачи XIX века.

Пора возродить и былую практику тесного сотрудничества  с медицинскими учреждениями, профсоюзами России, бывших стран СНГ, Балтии и т.д., несомненно заинтересованных в оздоровительных возможностях Южного берега Крыма.

По этому пути следует пойти и дальше, создав на базе санаториев "Симеиз" и "Приморье" клинический санаторий фтизиатрического профиля с возрождением в его структуре хирургического блока (когда-то на Южном берегу Крыма их было 8, сейчас не осталось ни одного), организовав клинический санаторий для лечения больных с неспецифическими заболеваниями органов дыхания ("Украина"),  возродив урологический санаторий для лечения больных туберкулезной  этиологии с операционным блоком ("Солнечный"). Все это можно сделать на основе межгосударственных долгосрочных соглашений с участием минздравов и фондов социального страхования Украины и всех заинтересованных государств. Было бы целесообразно предусмотреть  не только совместное содержание санаториев, но и их обеспечение квалифицированными кадрами и современным оборудованием, планы их развития, нового строительства.  Уверен, что грамотные коллеги из стран СНГ, знающие целебные возможности Южного берега Крыма,  на это пойдут.

Владимир НАВРОЦКИЙ,

доктор медицинских наук.

Ялта.