"Хочешь похудеть? Спроси у ДНК"
Недавно некая инициативная группа врачей объявила Всемирный день борьбы с... диетами. Наподобие такого дня борьбы с курением, СПИДом, другими напастями современного человечества. Акция прошла робко, почти незамеченной, но можно утверждать, что за ней будущее: все больше ученых склоняются к мнению, что диеты, отвергающие естественные принципы питания, к добру не приводят.
Сизифовы диеты
Разнообразие и экстравагантность диет, стремительность, с которой они обретают последователей, заставляют думать, что съестным миром правят некие дома диетических мод, наподобие заведений Версаччи или Армани. С той только разницей, что их апологетами становятся не от пресыщенности или из стремления к изысканности, а ради того, чтобы облегчить, а то и продлить жизнь, отягощенную избыточным весом.
Не успели мы опробовать так называемую средиземноморскую диету и убедиться, что злаки, овощи, фрукты, морепродукты, сыр с красным вином являются хорошей профилактикой онкологических заболеваний, как объявились новые модные рационы питания. Причем если каждые модные брюки имеют по две штанины и карманы, то диеты неузнаваемо разняться друг от друга, порой доходя до абсурда. Одна строится на группе крови едока, другая на том, что, к примеру, все блюда должны относиться к одному семейству растений или животных. Впрочем, врача тут ничем не удивишь, ибо он хорошо знает, как больные люди, хватаясь за соломинку, готовы следовать любому совету. И чем он нестандартнее, тем больше надежд. Стандартные-то давно испробованы и желаемого облегчения не принесли.
Не последнюю роль играет и реклама, публика стала очень зависима от имиджей. Еще не видя самого продукта, еще ничего не зная о нем, покупатели уже заранее зомбированы на приобретение. Люди утратили критическое отношение к моде, общество буквально взято в тиски ею, даже если она не по карману. Здоровье или красота заставят раскошелится любого бедняка или скрягу, да беда в том, что практически все новомодные диеты или препараты для похудения в лучшем случае имеют кратковременный эффект. В худшем усугубят здоровье или вовсе сведут в могилу.
Слава богу, эпидемией сжигателей жира и "Гербалайфа", свалившей не одну любительницу тонкой талии, мы как-то переболели. Но следом пришла новая беда - "тайские таблетки". Официально зарегистрировать последствия использования "тайского" изобретения очень трудно, поскольку оно - контрабанда. Промоутеры печальной славы "тайских таблеток" во всю голосили про то, что их принимают наши эстрадные дивы с самыми завидными фигурами. Но про то, что Лайма Вайкуле и Ольга Кабо (это про которых доподлинно известно) едва не погибли после этого "лечебного" курса, предпочитают умалчивать.
Гормон PYY против "жировых генов"
Ожирение, или наличие избыточного количества жировой клетчатки в организме, - это болезненное состояние людей, которое в развитых странах становится настоящей эпидемией. Однако их беда далеко не всегда в переедании. Довольно давно наблюдение за близнецами, выросшими по отдельности, показывает, что вес на 80% зависит от генов. Но сенсацией это открытие не стало. Во-первых, медицина долго могла лишь констатировать факт. Во-вторых, бизнес на похудении не собирался (и не собирается) сдаваться.
Не все любители вкусно поесть обязательно расплачиваются за свое обжорство. Многие из них поедают горы бифштексов и отбивных и густо намазывают себе бутерброды сливочным маслом. И ничего: они не толстеют, и холестерин остается у них в полном порядке. Другие же только и думают о диете, потребляют невкусные обезжиренные продукты и все равно не могут ни сбросить вес, ни избавиться от повышенного риска сердечных болезней. Увы, реакция нашего организма на пищу в значительной мере определяется его генетической структурой, а генетика часто несправедлива.
Еще в начале 80-х годов учеными было обнаружено, что клетки слизистой тонкого кишки в процессе пищеварения в ответ на контакт с пищей продуцируют особый гормон, который уже тогда был выделен в чистом виде и условно обозначен тремя латинскими буквами PYY. Гормон этот представляет собой короткий пептид, то есть цепочку аминокислот, структура и физико-химические свойства которого были уже довольно давно изучены, но только в последние два года выявлена способность этого пептида, проникнув с кровотоком в головной мозг, подавлять голод, вызывая тем самым чувство насыщения. Речь идет о раскрытии механизмов процесса естественного насыщения. Любой человек после каждого приема пищи чувствует насыщение именно вследствие такого развития событий.
Из этих предварительных клинических наблюдений следует, по меньшей мере, два важных вывода. Во-первых, необходимо обогащать диету продуктами, содержащими большое количество клетчатки (в первую очередь, овощами и фруктами), поскольку именно клетчатка стимулирует активную выработку клетками слизистой кишечника своего собственного гормона PYY. Во-вторых, в недалеком будущем возможно производство и применение чистых препаратов гормона PYY, чтобы искусственно вызывать описанный выше эффект и тем самым естественно (добровольно!) уменьшать количество потребляемой пищи и калорий, не заставляя испытывать муки от недоедания. Но на пути такого рода терапии еще немало препятствий. Бесполезно принимать этот гормон per os вместе с пищей, поскольку он разрушится в желудке. Положительный эффект может быть достигнут при введении гормона с помощью инъекций или приема его через рот в виде специальных капсул, защищающих препарат от действия желудочного сока.
Использование химически чистого гормона PYY для борьбы с избыточным весом находится на самой предварительной стадии. Но, несмотря на ранний этап этих исследований, уже сейчас очевидно, что гормон PYY имеет большие перспективы и сможет сыграть заметную роль в борьбе с избыточным весом. Этим озабочено сейчас здравоохранение почти всех развитых стран, где зарегистрировано более миллиарда людей с повышенным весом. Уже сейчас очевидно, что гормон PYY как средство уменьшения аппетита имеет определенные преимущества перед другими биологически активными веществами аналогичного действия, открытыми ранее. Часть из них обладает лишь кратковременным эффектом, другие, хотя и снижают аппетит, не препятствуют затем компенсации сэкономленных калорий, а некоторые, как, например, хорошо известный лептин, оказывают нужный эффект только после очень длительного приема. PYY имеет перед ними несомненные преимущества.
И диетогеномика туда же
Разработка методов лечения ожирения на генетическом уровне выявила, что мы обладаем предопределенным заранее "устойчивым весом", на который не могут оказать серьезного влияния ни физические упражнения, ни диеты. Последние исследования доказывают, что человеческий организм оказывает значительное сопротивление любым попыткам привнести в него изменения. Обнаружение "жировых" генов стимулировало активные и дорогие поиски генетических методов борьбы с излишним весом, которые, несомненно, окупятся с лихвой. Именно это и пытаются осуществить специалисты по питанию, пионеры нового, так сказать, генетического направления в диетологии - диетогеномики.
Диетогеномика позволит более точно изучить влияние отдельных продуктов питания на здоровье. По-видимому, в недалеком будущем многие продукты массового потребления, такие как, например, каша "корнфлекс", будут выпускаться в нескольких разновидностях, причем каждая разновидность будет подгоняться к генетическим особенностям своей группы потребителей. Аналогичным образом диетические рекомендации Министерства здравоохранения и медицинских ассоциаций также будут учитывать генетические различия между людьми.
Некоторые американские фармацевтические компании уже начали работы в аналогичной сфере, получившей название "фармакогеномика", работы, направленные на создание специфических, так сказать, персональных лекарств. Такие лекарства часто необходимы. Известно немало случаев, когда людям с некоторыми генетическими вариациями не помогают определенные болеутоляющие препараты или когда у одних больных возникают тяжелые побочные явления от противораковых лекарств, хорошо помогающих другим.
В качестве примера удачного применения диетогеномики можно привести эффективный метод профилактики фенилкетонурии - редкого наследственного заболевания, приводящего к слабоумию. Как оказалось, эту опасность можно предотвратить специальной диетой с низким содержанием протеинов. Известно также, что люди с вариационным изменением определенного гена неспособны переваривать молоко.
Наступление эры потребительской генетики внушает, правда, и некоторые опасения. Несколько небольших американских компаний уже начали предлагать потребителям наборы витаминов и диететические рекомендации, основанные на результатах генетических тестов. Для этих тестов клиенты сдают в лабораторию мазки из своей ротовой полости, служащие источником их наследственного вещества - ДНК.
Многие специалисты, однако, считают, что уровень наших знаний для дачи обоснованных диететических рекомендаций пока недостаточен. Но коммерческие компании не соглашаются с такой точкой зрения. Одна британская фирма выдает индивидуализированные диететические рекомендации примерно за 200 долл. Тест проверяет ген, который продуцирует энзим, связанный с усвоением такого важного витамина, как фолиевая кислота. Людям с менее эффективной версией такого гена компания рекомендует потреблять больше печенки, капусты брокколи и других пищевых продуктов, богатых этим витамином.
Независимые эксперты подтверждают, что в научных работах определенные заболевания действительно связываются с генетическими вариациями и диетой. Но при этом они добавляют, что в такую взаимосвязь могут быть вовлечены сотни различных генов и что в некоторых случаях данные, касающиеся генетических вариаций, могут носить противоречивый характер.
Кроме того, говорят они, никто пока еще не доказал, что какие-то рекомендованные диеты и витамины могут изменить положение к лучшему. В истолковании генетических тестов имеется слишком много неопределенностей. Так что какой-либо дополнительной клинической пользы от генетических тестов пока не видно. Специалисты предупреждают широкую публику, что генетические тесты пока не подвергаются строгому контролю медицинских властей, так что рекламирующие их компании не обязаны строго доказывать, например, наличие связи между генетическими вариациями и определенными болезнями из-за пониженной способности усваивать тот или иной витамин. Да и вообще на пищевые добавки и косметические средства органы здравоохранения смотрят пока сквозь пальцы.
Еще одна потенциальная неприятность, связанная с массовым генетическим тестированием, заключается в том, что сведения о риске серьезных заболеваний, угрожающих тому или иному индивидууму, могут стать известными страховым компаниям и повлечь за собой отказы в страховке, в приеме на определенные должности и так далее. Среди наиболее очевидных медицинских проблем, которые будут разрешены в самом недалеком будущем в итоге такого экстренного генетического тестирования, индивидуальный подбор антибиотиков, наиболее эффективных для лечения инфекции, а также радикальное, опять-таки сугубо индивидуальное, изменение состава диеты, исключающей опасность ожирения, возникновение диабета и различных сердечно-сосудистых заболеваний, имеющих в своей основе нарушения обмена веществ.
Среди хора одобрительных отзывов есть и критические замечания. Раздаются голоса, что столь легкое раскрытие всей генетической индивидуальности человека может привести к "биологической дискриминации" личности в правовом и даже материальном отношении, в частности со стороны страховых компаний, которые не захотят страховать людей с генетической предрасположенностью к наследственным заболеваниям. Что ж, может быть, в этом обстоятельстве и есть некое "пятно на солнце". Думается, однако, что человечество справится с этими проблемами и в полной мере сможет использовать огромные возможности нового этапа генетической революции для лечения и профилактики ожирения.
Юрий БЛИЕВ, обозреватель "МГ".