Строим не корпуса, а новые технологии
Говорить о повышении качества медицинской помощи на селе не приходится, если не изменить радикально материально-техническую базу здравоохранения, - в этом убежден начальник Управления здравоохранения администрации Новосибирской области доктор медицинских наук Никита ТОВ.
В понятие "радикально" входит не просто возведение новых больничных корпусов, как памятников действующей власти, а создание современных технологических цепочек из зданий и сооружений, аппаратуры, организации лечебного процесса и собственно медицинских услуг. Текущий ремонт ЛПУ и незначительные преобразования по принципу "лишь бы не развалилось" уже не удовлетворяют.
В диалоге с руководителем Управления здравоохранения корреспондент "МГ" пыталась найти ответы на вопросы, приводящие в замешательство многих сторонних наблюдателей медицинской "перестройки".
- Никита Львович, от имени скептиков задам коварный вопрос: зачем тратить огромные государственные средства, если и без капремонта ЦРБ работают, больных лечат?
- Каждый человек независимо от места его проживания должен иметь возможность получать не только минимальную медико-санитарную помощь, но и достаточно серьезные виды медицинской помощи, причем с высоким уровнем безопасности и надежности и в комфортных условиях. Мы не собираемся передавать в районы функции областной клинической больницы, и оказывать там высокотехнологичные услуги. Но возить больных за 500-600 км в ОКБ, чтобы выполнить рутинную операцию - непозволительная роскошь.
- Правда ли, что построить новое здание лечебного учреждения дешевле, чем реконструировать старое?
- В каждом случае надо принимать экономически обоснованное решение. Можно только реконструировать старое здание, не расширяя площади. А можно оставить его как корпус для размещения коечного фонда и пристроить типовой технологический блок с двумя коридорами, шлюзами, операционными и реанимационными залами. Можно увеличить площади ЦРБ, если соединить старые корпуса вставками и теплыми переходами. Капитальные вложения должны быть максимально оптимизированы.
- Новой команде управленцев обычно достаются в наследство от команды предыдущей незавершенные объекты - чьи-то нереализованные амбиции. Всегда ли необходимо достраивать их?
- Да, и делать это приходится по нескольким причинам. В "замороженные" объекты уже вложены большие государственные средства, бросить все на полдороги неразумно. К тому же новые корпуса сельских больниц начинали возводить только там, где это действительно было нужно. Другое дело, часть проектов прежних лет по своим эксплуатационным качествам уже не соответствуют требованиям, которые сегодня выдвигаются к хирургическим блокам, реанимационным отделениям, лабораторным и диагностическим службам.
Приходится на ходу менять проекты, которые нас не устраивают. Например, везде предусматривались большие коечные отделения и очень мало помещений непосредственно для медицинских технологий. Мы пытаемся убрать из проектов больниц, извините за грубое слово, "лежбища". Если уж вкладываем большие деньги, то в новом здании должны быть в первую очередь операционные, реанимация, лаборатории с очень серьезным решением по вентиляции, по электроснабжению, обеспечению медицинскими газами. Только так. Специально разработано несколько типовых проектов технических решений отдельно для реконструируемых старых зданий, долгостроев и для новых строящихся сооружений.
Причем, оказалось, что если подходить с новых позиций, то те здания, которые достраиваются к уже существующим, при необходимых проектных решениях могут заменить собой все, что существовало раньше. Например, в Татарске стоял огромный недостроенный корпус детской больницы. После того, как мы хорошо поработали над этим проектом, стало очевидно: туда можно вместить практически все подразделения ЦРБ Татарского района, за исключением морга и противотуберкулезной службы. Если реализовать эту идею, расходы бюджета на содержание комплекса зданий больницы резко сократятся.
- Неужели численность детского населения в районе настолько уменьшилась, пока стоял долгострой? Или это пример гигантомании тех, кто когда-то заказывал проект больницы?
- Во-первых, за это время мы научились быстрее лечить, койко-день сократился вдвое. Во-вторых, научились не класть в стационар всех, кто хочет "полежать". На территории области введен госзаказ на медицинскую помощь, что резко сократило объемы необоснованной госпитализации.
- Объем капитальных вложений в здравоохранение составляет значительную долю расходов бюджета Новосибирской области?
- Наверное, некоторые центральные и северные территории обладают значительно большими, чем наш регион, возможностями для строительства. Тем не менее в Новосибирской области за последние четыре года освоено достаточно много средств и на капстроительство, и на оборудование. Первый наш опыт - реконструкция двух сельских и одной больницы в Новосибирске на деньги кредита Международного банка реконструкции и развития. Опыт, который дал нам многое. Начать с того, что на этих стройках у нас выросли подрядчики, которые теперь могут работать на объектах здравоохранения. А я вас уверяю, что далеко не каждая подрядная организация способна сегодня грамотно, не очень затратно и максимально эффективно возводить больничные корпуса. Попытки привлечь строительные организации, которые никогда не работали на объектах здравоохранения, показали, что это экономически невыгодно.
За четыре последних года в районах Новосибирской области построены или полностью реконструированы и уже сданы 12 корпусов ЛПУ. Проведена полная реконструкция отдельных подразделений в трех больницах. Сейчас в процессе строительства - четыре крупных объекта, и еще три стройплощадки будут развернуты до конца нынешнего года. Это только ЦРБ, не считая ремонта участковых больниц, где не требуется сложных технологических решений. Таким образом, более чем в половине из 32 сельских районов области появились новостройки.
- Все новые корпуса надо было "начинить" аппаратурой, техникой, мебелью. Этот вопрос решался параллельно?
- Да, и тоже прежде всего за счет большого кредита МБРР. На эти средства мы смогли оснастить типовым диагностическим оборудованием все ЦРБ. Частично приобретали технику через Фонд ОМС и с помощью областного бюджета. В целом примерно 600 млн руб. потрачены на переоснащение лечебных учреждений. Таких масштабных вложений в здравоохранение области за столь короткие сроки никогда не происходило.
Результат технического переоснащения очевиден: достаточно сказать, что мы завершаем нынешний год с показателем младенческой смертности на уровне 11,3 промилле, хотя всегда, даже в лучшие годы, не опускались ниже показателя 13,9. Я считаю, что оснащение оборудованием, в том числе и для выхаживания новорожденных, свою роль сыграло.
Думаю, процесс строительства в здравоохранении неостановим, он отражает общий прогресс экономики. И может быть, через 15-20 лет то, что мы построили сегодня, покажется нашим потомкам таким же странным, каким нам кажется то, что мы переделываем за кем-то. Это закономерное развитие общества, и медицины в частности.
Новосибирск. Елена БУШ,
соб. корр. "МГ".
Фото Татьяны КРАВЧЕНКО.