Анатолий КУЗНЕЦОВ:
Чтобы не испытывать главного героя фильма "Белое солнце пустыни" московской июльской жарой, решили припарковать его машину в тени деревьев на Рублевском шоссе. На полпути от его загородного дома до Москвы. Застать его в родных стенах достаточно трудно, а в столице еще сложнее. Не до интервью. Пришлось перехватывать, ибо другого пути я не нашел. А ведь Анатолию Кузнецову скоро исполнится 75.
- Анатолий Борисович, чем объяснить такую вашу кипучую энергию?
- Уже кем-то давно высказана истина: "Движение - это основа жизни". Об этом людям забывать нельзя. И поскольку я даю интервью корреспонденту профессиональной "Медицинской газеты", уверен - ваши читатели меня поймут. Многие наши ученые, мои знакомые, считают, что ходьба - одно из самых замечательных средств профилактики всяких хворей. Нужно двигаться, действовать, работать.
- И вы сейчас мчитесь на работу?
- Сегодня дела разные. Как ни парадоксально, но вначале я еду в поликлинику, на профилактический осмотр. Теперь это приходится делать. Как жаль, что в молодости мы так мало уделяли внимания своему здоровью! Были уверены, что никакие болячки к нам не пристанут. Довольно безрассудно и широко, даже зло транжирили жизненные силы. Всевозможные "посиделки", часто ночные съемки - что перечислять. По-моему, рационально живущих людей вообще единицы. Главное вовремя подсказать молодым необходимость здорового образа жизни, чтобы получать от нее радость.
- Но ведь после поликлиники вы сегодня снова поедете по своим рабочим делам?
- Естественно. Продолжается съемка сериала "Участок", где я играл, он шел на телеэкране в 2003 году. Сейчас решили его возобновить. И я продолжу играть роль Стасова, жителя деревни, военного в отставке. Возобновляется работа и над другим сериалом, но о нем пока боюсь говорить - из-за суеверия.
Могу сказать: проходит масса творческих встреч по Подмосковью, в Москве, в других регионах. Очень много журналистов хотят встретиться, побеседовать. Мне сначала этого не хотелось. Обидно, рассказываешь одно, а потом оно так примитивно излагается, что противно читать. Но затем подумал - все-таки изредка интервью надо давать. Ведь подрастает новое поколение, которое совсем не знает истории кинематографа, не знает актеров, игравших совсем в недалеком прошлом. Конечно, обвинять молодых в этом трудно, ведь наши фильмы только сейчас стали вновь показывать по телевидению. Кстати, выезжая к вам на встречу я увидел на телеэкране одну из первых моих картин, где я играл, - "За витриной универмага".
- Он ведь вышел ровно полвека назад - в 1955 году, я его смотрел учась в 9-м классе.
- Вот как! А я там играл роль молодого милиционера Сени Малюткина. Там снималась тогда молодая актриса Светлана Дружинина, теперь известный, маститый кинорежиссер. Как быстро, к сожалению, бежит время...
- А давайте заглянем в еще более раннее время, в ваше детство. Я вычитал, что ваш папа был известным певцом.
- Да - Борис Сергеевич Кузнецов. В моей памяти остался город Симферополь, куда отца, видимо, по распределению, направили после окончания вокального факультета Центрального театрального института. Он пел в основном на радио, иногда в концертных программах. После войны пел в Москве в нескольких ансамблях, в джаз-оркестре под управлением Кнушевицкого, последние 17 лет жизни - в хоре Большого театра.
- Получается, все ваше детство и юность прошло под воздействием вокала...
- Выходит, так. Папа и мама за ручку водили меня в музыкальную школу. Мы жили около станции метро "Электрозаводская" и на трамвае № 32 ездили в Сокольники. Занимался я там по классу рояля. К 10-му классу прорезался голос. И отец захотел, видимо, продолжения семейных традиций, с моего согласия направил меня поступать на вокальный факультет музыкального училища им. Ипполитова-Иванова. Но проучился я всего два года. Там был предмет "сценическое мастерство", где мы осваивали драматическое искусство: играли без пения этюды, отрывки из пьес. Наш замечательный педагог Нина Осиповна Смирнова, видимо, разглядев во мне определенные способности, настойчиво советовала перейти учиться в театральный вуз.
Кстати, мой двоюродный брат известный киноактер Михаил Кузнецов (играл главные роли в фильмах "Иван Грозный", "Машенька", "Командир корабля", "Матрос Чижик", "Марья-искусница" и др.) тоже повлиял на выбор моей будущей профессии. Он так увлекательно рассказывал о съемках, о царящей там атмосфере, об актерах. Моя молодая душа впитывала все это и... поддалась. Я держал экзамены сразу в два училища: Школу-студию МХАТ и училище им. Е.Вахтангова.
И так получилось, что меня приняли сразу и туда и сюда. Я растерялся - куда идти?
Созвонился с М.Кузнецовым и услышал такой совет: "Поскольку я окончил музыкальную студию имени Станиславского, оставайся во МХАТе". Так я по традиции и сделал. Пришел к вахтанговцам, и те, узнав о моем выборе, с негодованием отдали мне аттестат.
- Вы не жалеете об этом?
- Я ждал этого вопроса. Вообще жалеть и обижаться - дело бесполезное. Если ничего исправить невозможно, зачем себя зря травить? Я давно это понял.
В школе-студии МХАТ у нас были прекрасные педагоги. Один из них Борис Ильич Вершилов ставил дипломный спектакль по пьесе И.Тургенева "Нахлебник", где я играл главную роль. Работа с этим мастером дала возможность широко раздвинуть рамки понятия актерского ремесла, очертила перед нами горизонты этого искусства. За что я Борису Ильичу бесконечно благодарен. И вообще, советы педагогов, касавшиеся сути нашей профессии, не устаревают для нас и сегодня. Надо только умело ими пользоваться.
Однажды мы вместе с моей супругой, тогда студенткой ВГИКа Александрой, пошли в Театр им. Е.Вахтангова смотреть постановку "На золотом дне". Оказались в первом ряду. И вдруг ко мне обращается пожилой человек - известнейший в Москве профессор Борис Евгеньевич Захава и говорит: "А вы знаете, молодой человек, мы до сих пор сожалеем, что вы не остались учиться в нашем училище им. Е.Вахтангова". И я вам честно признаюсь - более дорогого и приятного комплимента я за всю свою жизнь не слышал.
- Анатолий Борисович, вся ваша творческая жизнь связана с ролями в кино...
- Еще между третьим и четвертым курсами меня пригласили на "Мосфильм" в картину "Опасные тропы". Главную роль там играл великолепный актер Владимир Дружников, а я - роль его брата.
А когда окончил Школу-студию МХАТ, то позвали на съемки сразу двух фильмов - "Гость с Кубани" (главная роль комбайнера) и "За витриной универмага". И начала складываться моя творческая биография в кинематографе.
- Я подсчитал - 74 фильма!
- До недавнего времени я тоже думал, что столько. А в Госфильмофонде меня подправили: "Анатолий Борисович, у вас 90 ролей, а с последними сериалами и того больше". За плечами 51 год работы!
- О фильме "Белое солнце пустыни" журналисты задавали вам сотни вопросов. А чем вы объясните, что он стал своеобразным "оберегом" у космонавтов? Как вы к этому отнеслись?
- Видимо, фильм, как говорится, лег на душу. Естественно, было очень приятно, в какой-то степени лестно об этом узнать. Да, космонавты смотрят его перед каждым полетом. Он, как талисман, даже если в экипаже есть иностранцы. Космонавт В.Коваленок мне рассказал, что когда они летали в паре с А.Иванченковым, то брали с собой в космос кассету "Белого солнца".
- Вы лично знакомы со многими космонавтами?
- С А.Леоновым и Г.Гречко нередко встречались. В Звездном городке виделся с Б.Волыновым, Г.Береговым, П.Климуком. Там я узнал, что у космонавтов существует своя киновикторина по этому фильму. Вопросы с юмором, такие же нужно находить и ответы: "Сколько стоит Сухов?", "Какой системы были гранаты у таможенника", "Какую икру ел таможенник?" и т.д.
- А знаете ли вы, как поживает сейчас актер, игравший Петруху?
- Николай Годовиков? Стал солидным мужиком, отцом двух детей, живет в С.-Петербурге.
Давайте покончим с разговором о "Белом солнце пустыни", у меня много и других, не менее любимых картин. В их числе "Утренние поезда", где я играл роль рабочего Павла. По понятиям 1963 года, когда герои были или положительные, или отрицательные, этот персонаж вызывал недоумение. На всевозможные собрания не ходил, а работал хорошо, зарабатывал прилично.
И этот не очень-то положительный герой безумно нравился зрителям. Моей партнершей была Валентина Малявина. Картина шла с успехом полтора месяца, пока Е.Фурцева не спохватилась: почему этот не совсем положительный герой вызывает такую симпатию? Фильм тут же сняли с проката, и о нем сегодня мало кто знает.
Мне очень дороги военные фильмы. "На дорогах войны" создавали в 1958 году бывшие фронтовики. Съемки шли в тогда еще полуразрушенном Калининграде. Прообразом моего героя был известный фронтовой кинооператор Владимир Сущинский. Один из тех, кто снимал и во время атаки, и под бомбежками. Сколько их погибло! Их кадры мы смотрим и по сей день. Мне очень дорога и эта картина, и сыгранная роль. Потом "Весна на Одере", "Горячий снег" (где я играл члена Военного Совета Веснина). О современной армии, о войсках ВДВ был фильм "В зоне особого внимания". Совместно с болгарскими кинематографистами была снята картина "Братушка", я там играл роль солдата-обозника, который на своих колхозных лошадях добрался с войсками аж до Болгарии. Теплая, человеческая картина, ее бы повторно показать на телеэкране - дак нет, даже в дни 60-летия Победы...
- Анатолий Борисович, вы вначале упомянули имя вашей супруги Александры Анатольевны, тогда студентки ВГИКа.
- Она окончила режиссерский факультет. Работая режиссером, написала сценарий, дала почитать одному человеку (фамилию называть не хочу), который текст как-то "затерял". А потом по нему сделали фильм, даже не упомянув фамилии моей жены. Просто украли.
А вообще она после ВГИКа работала ассистентом режиссера у А.Эфроса и других. Во времена хрущевских гонений на абстракционистов она со своим фильмом "Цветные сны" (по рассказу Ю.Нагибина) попала под жернова партийной критики. Потом пришли другие времена, и чиновник из Госкино СССР, что орал на нее, просил прощения...
На студии им. М.Горького она потом сняла фильм "Снежная крепость", получивший высокую оценку. Так что и режиссерам, как и актерам, приходилось нелегко. Ну а с появлением дочери Ирины я уговорил ее выбрать более "спокойный" образ жизни - "режиссировать" дочкой.
- Дочь не пошла по стопам родителей?
- Не знаю, правильно ли мы сделали, но мы ее отговорили. Окончила МГУ, отделение истории искусств, пишет статьи и занимается воспитанием трехлетнего сына, моего внука Пети.
- Анатолий Борисович, последний и традиционный вопрос - о ваших взаимоотношениях с медиками.
- У нас замечательные медики, только им нужно сделать лучшую жизнь - прежде всего прибавить зарплату. Приходилось лежать в больнице, видел, какой это ответственный труд - забота о здоровье человека. Как руководство страны не может этого понять?! Медики достойны похвал. А вот говорить о своих болячках я не хочу, прославляться подобно герою А.Чехова не буду. Официально заявляю: я жив, здоров, полон желания работать. Чего искренне желаю и всем мною любимым медикам!
Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,
обозреватель "МГ".