"Сунгарийский монстр" готовится к прыжку
- Водичкой запаслись? - вот уже две недели этот вопрос заменяет хабаровчанам привычное "здравствуйте". Именно столько времени 600-тысячный город живет в ожидании тяжелейшей беды - по правому притоку Амура Сунгари движется ориентировочно 80-километровое ядовитое пятно, содержащее опасные для здоровья человека вещества бензольной группы, и, по информации Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, 9 - 11 декабря окажется у Хабаровска.
Напомним, что 13 ноября на заводе Цзылинской нефтехимической компании "Jilin Petroleum and Chemical Company", которая производит аминобензол и бензоилацетон, в Китае произошла техногенная катастрофа, сопровождавшаяся взрывами, сильным пожаром. Пострадали более 70 рабочих, а несгоревшие примерно 100 т химикалий попали в реку Сунгари, что впадает в Амур на 270 км выше Хабаровска. Несколько дней официальный Пекин хранил молчание, оставляя в неведении Российскую Федерацию об объеме и составе несанкционированных сбросов, а значит, и об истинных масштабах трагедии.
Отсутствие полной и правдивой информации привело к некоторой задержке активных превентивных мер с российской стороны. Выжидательную позицию властей обыватель расценил как растерянность и запаниковал. В магазинах выстроились очереди за хлебом. Полностью исчезла с прилавков бутилированная негазированная вода, а на верхних этажах жилых домов - вода водопроводная. Стоило хабаровчанам, напуганным слухами о якобы уже начавшемся отключении воды и вознамерившимся запастись ею впрок, одномоментно открыть краны, в сетях нарушился гидравлический режим...
Сегодня ситуация иная. Временная потеря дара речи чиновниками и ажиотаж населения, вызванные рыком в провинции Хэйлунцзян "сунгарийского монстра", сменился организованной работой всех служб и ведомств как краевого, так и федерального уровня. Ежедневно собирается чрезвычайная комиссия правительства Хабаровского края и оперативный штаб по прогнозированию и ликвидации возможных последствий чрезвычайной ситуации при аппарате полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. Протоколы заседания краевой комиссии публикуются в местной прессе.
Но если вопрос о сроках и введении чрезвычайной ситуации в Хабаровске, Комсомольске и других населенных пунктах, расположенных в пойме Амура, еще открыт, то с ее последствиями уже многое ясно, в общих чертах они предсказуемы специалистами. Среди тех, кто способен дать объективный и честный прогноз, - руководитель общественной организации "Центр медико-экологических проблем", заведующая лабораторией медицинской экологии Дальневосточного государственного медицинского университета, доцент, кандидат медицинских наук Владислава РЯБКОВА. С человеком, который знает о здоровье Амура все или почти все, встретился корреспондент "Медицинской газеты".
- Владислава Александровна, братья-китайцы наконец-то рассекретили информацию: сразу после аварии на химзаводе содержание бензола и нитробензола в реке Сунгари превышало предельно допустимую концентрацию почти в 100 раз, отмечалась массовая гибель рыбы. Между тем хабаровские власти уверяют земляков, что оснований для паники нет. Во-первых, при слиянии Сунгари и Амура происходит трехкратное разбавление водного потока, у самых "ворот" Хабаровска - уже четырехкратное, благодаря впадению в Амур Уссури. Во-вторых, нашими контролирующими службами ежедневно отбираются пробы воды, в том числе на китайской территории, по их оценкам, пока экологическая обстановка безопасна. Ну и наконец, есть мнение, что отравленная вода может замерзнуть, не дойдя до Хабаровска. Какого сценария развития событий придерживаетесь вы, тоже оптимистического?
- К сожалению, нет. Опираясь на выводы ряда своих многолетних исследований влияния загрязнения Амура на биоту и состояние здоровья жителей Николаевского и Нанайского района Хабаровского края, на результаты выполненной работы по определению токсических и химических веществ в рыбе, выловленной в Амуре, я могу ответственно заявить: потери будут. Другое дело, как их минимизировать.
Эта задача номер один, как вы хорошо знаете, решается сейчас всем миром: развернуты штабы, спланированы и выполняются мероприятия. В систему фильтрации амурской воды, которая поступает из водозаборов на очистные сооружения, станут добавлять активированный уголь. К возможной встрече инфекционных и токсикологических больных тщательно готовятся лечебные учреждения края.
Проблема загрязнения Амура для нас не нова, разве что сейчас поражают масштабы. Несколько лет назад 5 тыс. жителей Николаевского района обратились к губернатору выяснить причину высокой смертности людей и домашних животных в их муниципальном образовании. Исследовательская работа была поручена нашей лаборатории, которую мы выполняли в содружестве с рядом университетских кафедр. Проводили анализы крови, грудного молока матерей, абортивного материала. Исследовали и амурскую рыбу. Уже тогда, в 2003 г. довелось обнаружить в составе химических веществ крови людей 47% ароматических углеводородов. Большой процент бензола мы нашли в материнском молоке, рыбе - основном продукте питания на нижнем Амуре. Дети у местных женщин рождались уже больными, а часто женщины не способны были забеременеть и выносить ребенка.
Какие ткани, органы и системы являются мишенями для бензола и нитробензола - хорошо известно: кровь, печень, ЦНС, почки. Мы продиагностировали довольно крупную репрезентативную группу взрослых - 369 человек - и группу детей. С помощью УЗИ только поражения печени были выявлены у 79% взрослых и у 90% детей.
Ставили также опыты на крысах. А получив и обработав разностороннюю информацию, аргументировано заявили, что приоритетными загрязнителями Амура являются не продукты растительного происхождения типа фенола, а нефтепродукты. Причем тяжелые их фракции, которые оседают на дно, обладают кумулятивными свойствами и практически не разрушаются, попадая в организм вместе с водой и рыбой.
Наши выводы нашли отклик в законодательной Думе и в правительстве Хабаровского края. Был создан Комитет по устойчивому развитию бассейна реки Амур, прошли депутатские слушания. Остро ставился вопрос о трансграничном сотрудничестве между Китаем и нашей страной. Однако такого соглашения с КНР, с помощью которого можно было бы выработать защитные, предупредительные механизмы в противовес техногенному загрязнению Амура, как вы знаете, до сих пор нет.
Я неоднократно говорила, говорю, и буду говорить: поскольку в Китае гигантскими шагами, в очень быстром темпе идет процесс индустриализации, техногенные катастрофы на Дальнем Востоке России неминуемы. Разве это нормально, когда 95% хабаровчан вынуждены пользоваться амурской водой, которая, как ни старайся, доброкачественной после очистки не станет? Сейчас прорабатывается стратегический план увеличения Хабаровска до миллионного города, и он не может не предусматривать новую, подземную схему водоснабжения из Тунгусского месторождения, проект которой без помощи федерального центра в ближайшие годы реализовать абсолютно невозможно. Сегодня же хабаровчане, да и жители Комсомольска, Амурска, где тоже потребляют в основном речную воду, сидят на пороховой бочке.
- Похоже, к пороховой бочке уже проложен бикфордов шнур, и даже зажжен. Но надо ли выкладывать людям всю правду-матку о приближении и возможных последствиях грядущего экологического взрыва? Побывавший в Хабаровске заместитель главы Росприроднадзора РФ Олег Митволь на пресс-конференции в Москве сообщил, что хабаровские власти скрывают от населения информацию. Между тем полпред Президента РФ в ДФО Камиль Исхаков осудил паникерские настроения...
- Оставлю без комментария утверждение чиновника Росприроднадзора о превышении в несколько раз предельно допустимой концентрации бензола в пробах воды, которые он взял в протоке Пемзенской. А скажу о том, о чем информирована. По словам московского гостя, ни одна служба Хабаровска, занимающаяся лабораторным анализом проб, на момент инспектирования не была укомплектована надлежащим оборудованием современного уровня. А это соответствует истине. Лишь на днях специалисты получили в руки приличную аппаратуру для исследований амурской воды.
Я против "страшилок", но я сторонница говорить людям основанную на доказательствах правду, какой бы пугающей она ни была. Что мы знаем, например, о нитробензоле, кроме того, что эта зеленовато-желтая жидкость с запахом горького миндаля тяжелее воды и очень слабо растворима в воде? Знаем, что один глоток и даже две капли при приеме внутрь через рот могут вызвать смерть. И не нужно это скрывать.
Хотя, я думаю, надо в полный голос говорить сейчас не только о том, как свести к минимуму риски воздействия экологической катастрофы, но и как снизить груз ее последствий. Что будет с рыбными запасами отравленной реки? Что будет с аборигенами Амура, веками жившими рыболовным промыслом? Что будет со всеми нами? При подходе к Хабаровску бензольные соединения вмораживаются в лед, становясь бомбой замедленного действия, которая даст о себе знать весной и летом.
- Еще недавно сообщения ведущих российских телеканалов о надвигающейся угрозе для и без того больного Амура шли первой новостью. Cегодня это не так. В Москве, сначала всполошившись, успели уже успокоиться. Похоже, мы не прониклись мыслью, сколь глобальной и сколь опасной для судеб сотен тысяч российских людей может быть грядущая катастрофа.
- Вы правы. Мы не прониклись.
Беседу вел Владимир КЛЫШНИКОВ,
соб. корр. "МГ".
Хабаровск - Еврейская автономная область.