Меньше - значит, лучше!
Несколько лет назад в России были открыты факультеты высшего сестринского образования, инициатором создания которых выступила Московская медицинская академия им. И.М.Сеченова. Организатором ФВСО, его, так сказать, идейным вдохновителем была декан Галина Перфильева, в настоящее время являющаяся региональным советником ВОЗ по вопросам развития кадровых ресурсов Европейского региона.
Действительно, проблема назрела настолько, что ее надо было решать. Сестринское звено в России является очень слабым, в отличие от большинства не только развитых, но и развивающихся стран, и это понимали уже и сами врачи, и чиновники Министерства здравоохранения.
Но по сей день нет никакой статистики по поводу востребованности высшего сестринского персонала в России. Да если бы она и существовала, то вряд ли была бы утешительной.
- Сестринское дело как профессия имеет несколько уровней подготовки. Это не категория персонала, которая подготавливается для оказания помощи врачу, а самостоятельная профессия, - говорит Г.Перфильева. - Подобная деятельность очень разнообразна. Есть простые функции, которые могут выполнить сестры, имеющие невысокий уровень подготовки, а есть достаточно сложные, связанные с принятием управленческих решений, научными исследованиями в области сестринского дела, с педагогической деятельностью. Такая подготовка требует обстоятельности, должна проводиться на университетской базе, и уровень ее - это уровень бакалавра, магистра, доктора наук в области сестринского дела.
Безусловно, любому врачу, особенно в наше время, гораздо приятнее и комфортнее иметь дело с грамотной медсестрой, которая не только прекрасно владеет какими-то мануальными приемами, но и умеет еще аналитически мыслить, правильно подойти к расстановке кадров, защитить права как своих коллег - медсестер, так и больных, то есть разбираться в вопросах юриспруденции, и обладает широким кругозором. Для этого и открывался первый факультет ВСО. Но в то же время медицинские сестры с высшим образованием должны быть "штучным" товаром. Первый прием на ФВСО в ММА им. И.М.Сеченова составлял 50 человек, вопрос создания факультета очень долго решался, обсуждался со специалистами, обговаривался в Минздраве... Поскольку опыта своего не было, пришлось его заимствовать у зарубежных коллег, советоваться и с ними. Практически все советы сводились к одному: осуществлять прием только для тех, кто уже получил среднее медицинское образование и имеет квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера, и никогда не переходить на массовую подготовку студентов. Но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы.
После открытия первых двух факультетов высшего сестринского образования - в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова и Самарском государственном медицинском университете (исключительно с очной системой подготовки) в России началась мода на подобное обучение: эти факультеты стали расти как грибы после дождя. И теперь чуть ли не каждый медицинский вуз имеет ФВСО, где ежегодный прием студентов составляет не 25-30 человек, как хотелось бы пионерам этого дела, а гораздо больше. Давно уже действует не только вечерняя, но и заочная форма подготовки. Мы с гордостью говорим о том, что в 40 вузах страны существуют эти факультеты, не задумываясь над тем, что, может быть, нужно было руководствоваться принципом "лучше меньше, да лучше?"
Всякие попытки задержать этот процесс, приостановить его или отсрочить оказались совершенно бесполезными. Подобные решения, как известно, принимаются учеными советами, и преподаватели вузов решили: если институт мог заниматься много лет подготовкой врачей, то почему бы ему не выпускать и медицинских сестер? Хотя, как считает Галина Перфильева, подготовить сестру-руководителя, владеющего основами менеджмента, сестру-преподавателя медицинского колледжа, сестру-управленца далеко не то же самое, что подготовить врача. Именно поэтому сестер с высшим образованием должны готовить сами сестры, имеющие дипломы об окончании вузов. Тогда все встанет на свои места: сапоги начнет тачать сапожник, а пироги печь пирожник. Врачей в институтах будут готовить, как и готовили, врачи, медсестер - в медицинских училищах, колледжах, и на факультетах ВСО - сами сестры, специально обученные для таких целей.
А что получилось на самом деле? Если бы действительно это был "штучный" товар, как и планировалось, то востребованность высшего сестринского персонала была бы гораздо выше, нежели сейчас. Не спорю: факультеты ФВСО, и в первую очередь в ММА им. И.М.Сеченова, получают десятки заявок на выпускников, которых ждут прежде всего как преподавателей медицинских и педагогических колледжей. Да, бывшие студенты занимаются наукой: защищают кандидатские и даже докторские диссертации, работают на кафедрах... Ну а что же с практическим здравоохранением? Как смотрят на эту проблему сами врачи?
- Высшее сестринское образование, с моей точки зрения, необходимо лишь в том случае, если речь идет о подготовке главной или старшей медсестры, - говорит главный врач госпиталя № 2 для ветеранов войн Москвы заслуженный врач РФ Юрий Местергази. - Давайте рассуждать так. Сегодняшняя старшая сестра закончила то же самое медицинское училище, что и обычная медсестра. Но, отработав определенное количество лет и проявив свои профессиональные и лидерские качества, а также благодаря определенному стечению обстоятельств она становится старшей сестрой, хотя ее уровень образования ничем не отличается от образования постовой медицинской сестры. И такое возвышение объясняется только тем, что она лучше других может поставить капельницу, попасть в вену, сделать перевязку. Но, конечно, она должна быть на голову выше обычной медицинской сестры, стать своеобразным мостиком между средним персоналом и врачебным, так называемым буфером и в то же время связующим звеном с пациентом. Следовательно, она выступает и как менеджер, задача которого - решать проблемы пациента, сглаживать конфликтные ситуации, связанные с социальными вопросами. То есть уже нет сомнений в том, что она должна иметь более совершенное образование. И эту сестру-менеджера не нужно учить анатомии, физиологии, оперативному искусству, определенным профессиональным манипуляциям - ее необходимо обучать другому: юридическим вопросам, педагогике и психологии, поднимать ее культурный уровень, поскольку она является менеджером отделения в своем качестве. Только в этом случае высшее сестринское образование оправдано. Но здесь существует множество "но"...
Согласно правилам приема, на факультет принимаются лица с оконченным средним медицинским образованием, имеющие квалификацию медсестры, акушерки или фельдшера по специальности "лечебное дело". Казалось бы, все правильно, придраться тут не к чему: не вчерашние же школьницы становятся студентками. Однако...
- Наше государство должно тратить деньги не впустую, а на обучение тех людей, которые будут востребованы, - продолжает мой собеседник. - Вот ситуация: девочка окончила училище, пришла ко мне в госпиталь устраиваться на работу и говорит: "Юрий Михайлович, я хочу получить высшее сестринское образование, дайте мне направление в институт". И что я должен делать? Давать ей направление? А характеристика из училища у этой девочки - так себе... Но ей очень хочется иметь высшее образование! Она будет потом работать в медицине? Никто не знает, но у нее есть диплом, а значит, есть и право! И вот такое право дает порой возможность человеку, не всегда достойному, оказаться на том месте, где ему делать совершенно нечего. Даже после медицинского училища его выпускница должна отработать несколько лет, прежде чем поступать на ФВСО! Но пока мы разберемся с этим высшим сестринским образованием, наломаем много-много дров...
Далее. С моей точки зрения старшая медицинская сестра не может находиться на своей должности более трех лет, если она не поступила на факультет высшего образования. Она просто обязана на него поступить, отучиться и закончить, и только тогда я оставлю ее на должности старшей сестры: она ей соответствует! Но если же ко мне придет выпускница, имеющая диплом о высшем образовании, я ее на эту должность не поставлю никогда, не говоря уже о должности главной медицинской сестры, о чем она наверняка мечтает. Вот таким образом мы порождаем армию безработных.
Категоричен мой собеседник, ничего не скажешь. Но у него в госпитале несколько старших сестер отделений учатся на этом факультете, как учится и главная медицинская сестра, которая сменила на посту свою предшественницу, ушедшую на пенсию. Не согласиться с Юрием Михайловичем нельзя: главная сестра любого медицинского подразделения - это правая рука руководителя, именно правая, как подчеркивает Местергази, не левая!
- Поэтому я всегда перед сестрой снимаю шляпу, - говорит он. - Если врач не уважает сестру, значит, прежде всего он не уважает самого себя. Но поставить сестру главной можно лишь тогда, когда увидишь ее как лидера, как инициативного человека, умеющего брать на себя ответственность. И только в этом случае ее нужно двигать по службе и отправлять учиться - получать высшее образование.
- Старшая сестра, главная...А как же быть с самой обычной постовой медсестрой, у которой есть стаж работы и которая очень хочет учиться? - спрашиваю Местергази.
- Если она энергичная, знающая, лидер и руководитель по характеру, если всегда заменяет старшую, когда та болеет или уходит в отпуск, почему же я ее не отправлю учиться? - отвечает вопросом на вопрос Юрий Михайлович. - И она, будучи постовой сестрой, получит высшее образование. Но не тем мы занимаемся, чем нужно, не тем... Государственные деньги следует тратить на другое, прежде всего на повышение качества подготовки молодых врачей, на их воспитание, которое они получают в медицинском институте, а не на то, чтобы открывать новые факультеты, а вместе с ними и новые кафедры, дисциплины.
Профессию меняют многие, но в нашем случае есть особая тонкость: подготовка врача - очень дорогое удовольствие. А разве меньше средств уходит теперь и на подготовку медсестер с высшим образованием? Вот почему и приходится говорить о "штучном" товаре, который, конечно же, необходим стране, но к "производству" которого подошли все же не очень обдуманно.
А вот мнение еще одного главного врача - московской городской поликлиники № 9 Александры Кондрашовой:
- Конечно, высшее сестринское образование необходимо только сестрам, занимающим руководящие должности. Упор здесь делается на обучение управлению средним медицинским персоналом, и безусловно, на такие факультеты надо брать сестер с перспективой, чтобы они занимали впоследствии руководящие должности. Но принимать необходимо со стажем работы, который, на мой взгляд, должен быть не менее 10 лет. А давать высшее образование сестрам сразу после училищ и колледжей - это, по сути, выбрасывание денег на ветер.
Очень мне хотелось послушать мнение и самих сестер, тех, кто уже устроился на работу после окончания вуза: как им трудится, в качестве кого, устраивает ли зарплата, не жалеют ли о выбранном пути? (Имею в виду трудовую деятельность выпускниц в практическом здравоохранении - в поликлиниках и больницах). Да не тут-то было! Пришлось столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Девушки ни в какую не хотели разговаривать без разрешения своего руководства, а руководство требовало разрешения еще более высокой инстанции - Департамента здравоохранения Москвы. Нетрудно представить, какой бы "откровенный" разговор у нас получился, если бы довелось увязать воедино все эти согласования!
Что тут скажешь? Мы почему-то всегда идем собственным путем, который на данный момент кажется исключительно правильным. Что же будет потом, не наломаем ли дров... Вместо того чтобы совершенствовать и укреплять старое - проверенное, испытанное, - создаем новое. А каким оно будет, это новое? Есть ли резон тратить на него наши с вами деньги - деньги налогоплательщиков?
Татьяна КУЗИВ,
корр. "МГ".