Вошла через глаз, вышла через нос...
Пятьдесят минут потребовалось новосибирскому ЛОР-хирургу доктору медицинских наук Михаилу Мельникову на то, чтобы с помощью эндоскопа через нос удалить пулю из основания черепа больного. Когда инородное тело было извлечено, в операционной раздались аплодисменты.
Как признался сам профессор Мельников, впервые за многолетнюю хирургическую практику у него от напряжения дрожали руки: одно неверное движение, и все могло закончиться трагически. Исход операции изначально предсказать было трудно, поскольку при таком расположении инородного тела чрезвычайно велика вероятность массивного кровотечения и гибели пациента. Вероятно, по этой причине в других регионах Сибири помочь пострадавшему не взялись. Врачи Новосибирской областной клинической больницы решили рискнуть. К счастью, все завершилось успешно. Благодаря мастерству хирурга и всей операционной бригады общая кровопотеря составила всего 10 мл.
Несчастье с 32-летним жителем Республики Тыва произошло около месяца назад. Мужчина стал жертвой покушения, пуля из пневматического пистолета вошла через глаз, попала в полость носа и остановилась в основание черепа, зацепив по пути сонную артерию. В результате тромбоза артерии больного частично парализовало, поврежденный глаз, естественно, не видит. Но самое страшное в другом: в отличие от свинцовой резиновая пуля, находясь в основании черепа, неизбежно вызовет воспалительный процесс, который осложнится тромбозом кавернозного синуса и приведет к гибели человека. Вот почему извлечь пулю было необходимо, риск операции оправдан. Угрозы жизни пациента больше нет.
По закону парных случаев в этот день Михаил Мельников выполнил две операции в области основания черепа. Вторым пациентом стал 13-летний ребенок, который поступил в ЛОР-отделение ГНОКБ с подозрением на гайморит, а во время обследования у него обнаружили ювенильную ангиофиброму в основании черепа. И та же опасность массивного кровотечения во время операции, до 2-3 л одномоментно.
Мельников пристально изучал проблему возникновения и лечения ювенильной ангиофибромы, систематизировал опыт зарубежных коллег и в итоге, по его признанию, вывел наиболее оптимальную хирургическую формулу: предварительно методом ангиографии определяется проходимость сосудов, которые питают опухоль, затем непосредственно в структуру опухоли вводятся эмболы. Через два дня после эмболизации пациента берут на эндоскопическую операцию, которая выполняется с минимальной кровопотерей. Как считает доктор Мельников, детей с данной патологией не очень много, но они есть, и очень важно провести своевременную диагностику и оказать им адекватную помощь.
Новосибирск.
Елена БУШ,
соб. корр. "МГ".